Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 сентября 2009 г. N А68-1329/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от СПК СА "З" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Администрации Тульской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Департамента по экологии и природным ресурсам Тульской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Управления Роснелвижнмости по Тульской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Управления Росимушества по Тульской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Прокуратуры Тульской области - А.Ю.Т. - прокурора отдела Прокуратуры Брянской области по поручению (дов. от 10.02.2009 г. N 08/2009, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственная артель "З" на определение Арбитражного суда Тульской области от 21.05.2009 г. по делу N А68-1329/2009, установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив сельскохозяйственная артель "З" (далее - СПК СА "З", Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Тульской области от 05.12.2008 г. N 808 "О переводе земель, занятых лесами, рапсе находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель лесного фонда" (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 21.05.2009 г. производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Кооператив просит отменить определение суда, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснение прокурора, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Тульской области от 05.12.2008 г. N 808 "О переводе земель, занятых лесами, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель лесного фонда" земельные участки общей площадью 83807 га (из них в Алексинском районе Тульской области - 6822 га), занятые лесами, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, из категории земель сельскохозяйственного назначения переведены в категорию земель лесного фонда.
СПК СА "З" 15.12.2008 г. обратился в Администрацию Алексинского района Тульской области с заявлением о выкупе 71 земельного участка, принадлежащего Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования по рыночной стоимости.
Глава Администрации Алексинского района письмом от 25.12.2008 г. N 5262 сообщил, что из 71 земельного участка 66 переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли лесного фонда на основании постановления Администрации Тульской области от 05.12.2008 г. N 808.
Полагая, что названное постановление Администрации Тульской области не соответствует действующему законодательству и нарушает право СПК СА "З" на выкуп земельных участков, Кооператив обратился в суд с соответствующим заявлением.
Прекращая производство по делу, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным липом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 1 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. N 172-Ф3 (далее - Закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую") правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным Кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и иными федеральными законами.
Статьей 8 ЗК РФ определено, что перевод земель из одной категории в другую является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.
Следовательно, принимаемое органом государственной власти постановление о переводе земель из одной категории в другую, является, как правильно указал суд, нормативным актом.
Согласно п. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Поскольку в настоящее время федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов органов исполнительной власти субъектов федерации о переводе земель из одной категории в другую к компетенции арбитражного суда, не принят, суд, установив указанное обстоятельство в судебном заседании, правомерно прекратил производство по настоящему делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 289 и 290 АПК РФ, постановил:
Определение Арбитражного суда Тульской области от 21.05.2009 г. по делу N А68-1329/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива сельскохозяйственная артель "З" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 сентября 2009 г. N А68-1329/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании