Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 декабря 2009 г. по делу N А09-2064/2009
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 июня 2010 г. по делу N А09-2064/2009 и от 13 апреля 2011 г. N Ф10-5661/09 по делу N А09-2064/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - К.А.В. - ген.директора (паспорт), - С.Р.Е. - представителя (дов. от 10.04.2009, пост.); от Брянской городской администрации - Т.В.А. - зам. Начальника отдела правового обеспечения (дов. от 01.10.2009 N 1/06-1400и); от третьего лица: МУП "С" - Р.В.М. - юрисконсульта (дов. от 10.12.2009 N 331, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А09-2064/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконным бездействия Брянской городской администрации (далее - Администрация) в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества:
- помещение площадью 499,5 кв. м, расположенное на территории МУП "С", г. Брянск, ул. К., 50, литера Г, находящееся на первом этаже здания, кадастровый номер 15-01/28-75-657, реестровый номер 13222, инвентарный номер 13745 состоящее из следующих помещений:
а) склад площадью 32,6 кв. м;
б) вспомогательное помещение площадью 12,5 кв. м;
в) склад площадью 335,7 кв. м;
г) склад площадью 13 кв. м;
д) склад площадью 12,3 кв. м;
е) бытовка площадью 30,6 кв. м;
ж) коридор площадью 22.1 кв. м;
з) тамбур площадью 0,6 кв. м;
и) склад площадью 8,7 кв. м;
к) лестничная клетка площадью 8,6 кв. м;
л) подсобное помещение площадью 3,6 кв. м;
м) подсобное помещение площадью 3,4 кв. м;
н) подсобное помещение площадью 2,7 кв. м;
о) туалет площадью 2,2 кв. м;
п) подсобное помещение площадью 10,9 кв. м;
- помещение площадью 181,5 кв. м, расположенное на территории МУП "С", г. Брянск, ул. К., 50, литера Г, находящееся на первом этаже здания, кадастровый номер 15-01/28-75-657, реестровый номер 13222, инвентарный номер 13745, состоящее из следующих помещений:
а) склад площадью 43,3 кв. м;
б) коридор площадью 3,8 кв. м;
в) склад площадью 67,8 кв. м;
г) коридор площадью 10,9 кв. м;
д) склад площадью 7,8 кв. м;
е) склад площадью 40,1 кв. м;
ж) склад площадью 7,8 кв. м.
- помещение площадью 73,5 кв. м, расположенное на территории МУП "С", г. Брянск, ул. К., 50, литера Г, находящееся на втором этаже здания, кадастровый номер 15-01/28-75-657, реестровый номер 13222, инвентарный номер 13745 состоящий из следующих помещений:
а) площадка площадью 1,0 кв. м;
б) площадка площадью 2,6 кв. м;
в) коридор площадью 13,6 кв. м;
г) туалет площадью 3,4 кв. м;
д) подсобное помещение площадью 7,4 кв. м;
е) кабинет площадью 10,3 кв. м;
ж) торговый зал площадью 35,2 кв. м;
- складское помещение площадью 334,0 кв. м, находящееся в помещении, расположенном на территории МУП"С", г. Брянск, ул. К., 50, литера Д, кадастровый номер 15-01/28-75-663, реестровый номер 13222, инвентарный номер 13745, площадью 357,8 кв. м - (далее - спорные помещения) в пользу ООО "А" и совершении юридически значимых действий;
Признать правомерными требования к Администрации со стороны ООО "А" о преимущественном праве выкупа спорного имущества.
Обязать правообладателя-ответчика заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендованного ООО "А" спорного имущества. Обязать правообладателя - Администрацию заключить с ООО "А" договора купли-продажи спорного арендуемого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено муниципальное унитарное предприятие "С" (далее - Предприятие, МУП).
Решением от 21.05.2009 суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения по отчуждению арендуемого имущества и совершения юридически значимых действий по заявлениям от 13.01.2009 и от 25.02.2009 и обязал Администрацию в десятидневный срок принять решение по заявлениям ООО "А" в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2009 N 159-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 22.07.2008 г."
Постановлением апелляционной инстанции от 15.10.2009 решение суда от 21.05.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 30.12.2004 между Обществом и Предприятием был заключен договор аренды нежилого помещения N 28/05, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 50, сроком до 31.03.2005.
23 марта 2005 года между Обществом и Предприятием был заключен договор аренды нежилого помещения N 56/05, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 50, сроком до 30.03.2006.
15 марта 2006 года между Обществом и Комитетом по управлению собственностью г. Брянска был заключен договор аренды нежилого
помещения N 427 Б 2006, общей площадью 181,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 50, сроком до 30.12.2006.
25 декабря 2006 года на основании дополнительного соглашения вышеуказанный договор аренды N 427 Б - 2006 был продлен сроком до 29.12.2007.
1 января 2008 года между Обществом и Предприятием были заключены договоры аренды NN 8/08, 9/08, 10/08, 11/08 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 50, сроком до 30.12.2008.
1 января 2009 года между Обществом и Предприятием были заключены договоры аренды NN 9/09, 10/09, 11/09, 12/09 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 50, сроком до 30.12.2009.
Письмами от 12.01.2009 Общество обратилось в администрацию по вопросу приобретения в собственность арендуемых нежилых помещений по ул. К., 50 площадью 73,5 кв. м, 181,5 кв. м, 358,0 кв. м и 499,5 кв. м в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
20 февраля 2009 года Администрацией в письме исх. N 7/29-64 было указано, что для более оперативного решения вопросов по реализации Закона N 159-ФЗ заявления Общества были направлены в МУП г. Брянска "С", в чьем хозяйственном ведении находятся арендуемые объекты.
25 февраля 2009 года заявитель повторно обратился в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемых нежилых помещений.
17 марта 2009 года Администрация отказала в реализации преимущественного права приобретения, сославшись на то, что реализация имущества - это право Предприятия и Закон N 159-ФЗ не обязывает унитарные предприятия продавать недвижимое имущество.
Полагая, что вышеуказанное бездействие Администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным бездействие Администрации, суд исходил из того, что у нее есть обязанность по отчуждению имущества в пользу Общества в силу Закона N 159-ФЗ.
Между тем такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
Исходя из ч. 8 ст. 4 Закона N 159-ФЗ субъект предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение.
С учетом уточнений заявленных Обществом требований, которые были приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ, суд должен был принять решение по следующим требованиям: 1) о признании незаконным бездействия Администрации в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества: помещений площадью 499,5 кв. м, 181,5 кв. м, 73,5 кв. м, складского помещения площадью 334 кв. м, находящегося в помещении площадью 357,8 кв. м; 2) обязании Администрации заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендованного имущества; 3) обязании Администрации заключить с Обществом договора купли-продажи арендуемого имущества.
В нарушение ст. 170 АПК РФ резолютивная часть решения суда от 21.05.2009 по настоящему делу содержит только выводы по требованию о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения по отчуждению арендуемого имущества и совершении юридически значимых действий по заявлениям от 13.01.2009 и от 25.02.2009, а обязание Администрации в десятидневный срок принять решение по заявлению Общества свидетельствует только о применении положений процессуального законодательства, содержащихся в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Оспариваемое решение суда основано на том, что Общество отвечает критериям субъекта малого (среднего) предпринимательства, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель отвечает требованиям, установленным ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 2 Закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
Согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через тридцать дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества.
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие имеет право, а не обязанность отчуждать недвижимое имущество, принадлежащее ему и арендуемое субъектом малого и среднего бизнеса.
По утверждению администрации, испрашиваемое Обществом имущество принадлежит МУП на праве хозяйственного ведения еще с 2001 года.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку этому обстоятельству, исходя из требований ст. 299 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных муниципальных унитарных предприятиях".
Следует при новом рассмотрении спора также выяснить, является ли имущество, испрашиваемое Обществом, предметом заключенных с ним договоров аренды.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А09-2064/2009 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение ст. 170 АПК РФ резолютивная часть решения суда от 21.05.2009 по настоящему делу содержит только выводы по требованию о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения по отчуждению арендуемого имущества и совершении юридически значимых действий по заявлениям от 13.01.2009 и от 25.02.2009, а обязание Администрации в десятидневный срок принять решение по заявлению Общества свидетельствует только о применении положений процессуального законодательства, содержащихся в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Оспариваемое решение суда основано на том, что Общество отвечает критериям субъекта малого (среднего) предпринимательства, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель отвечает требованиям, установленным ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 2 Закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
...
При новом рассмотрении суду следует дать оценку этому обстоятельству, исходя из требований ст. 299 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных муниципальных унитарных предприятиях"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2009 г. по делу N А09-2064/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании