Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 января 2010 г. по делу N А14-7764/2009/180/30
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - В.А.В. - представитель, доверенность от 20.12.09 N 47 на участие по настоящему делу;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.09 по делу N А14-7764/2009/180/30, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "А") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - фонд, Учреждение, ГУ-ВРО ФСС РФ) от 11.06.09 N 184 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 15068,32 руб., доначисления страховых взносов в сумме 75341,60 руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 5310,77 руб. (с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ требований заявителя).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.09 заявление Общества удовлетворено. Суд признал незаконным решение фонда от 11.06.09 N 184 в оспариваемой части.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе ГУ-ВРО ФСС РФ просит решение отменить в связи с тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Проверив законность судебного акта, Федеральный арбитражный суд Центрального округа считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 04.05.09 по 08.05.09 отделением Фонда социального страхования на основании решения от 04.05.09 N 272 проведена документальная выездная проверка Общества, являющегося страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за 2006, 2007, 2008 годы.
Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 20.05.09 N 184н/с, из которого следует за период с 2007 по 2008 годы (включительно) произведено начисление выплат работникам в виде материальной помощи к очередному отпуску и дню рождения в общей сумме 3013664 руб. Указанные выплаты произведены из средств фонда материального поощрения, созданного на основании решения участников ООО "А", оформленного протоколом Общего собрания от 09.06.07 N 5. Данные выплаты не были включены заявителем в облагаемую базу для начисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исключение спорных сумм выплат из облагаемой базы для исчисления названных страховых взносов послужило основанием для принятия отделением Фонда социального страхования решения от 11.07.09 N 184 в части доначисления страховых взносов в сумме 75341,6 руб., начисления пени - 5310,77 руб. и привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 15068,32 руб.
Полагая, что решение Управления в указанной части противоречит законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производства и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ определяет, что страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).
В пункте 4 статьи 20 Закона N 165-ФЗ указано, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень).
Однако согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, действующим законодательством к объекту для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации могут быть отнесены не все денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей и за определенный трудовой результат. Названный Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат начисленных работникам в связи с выполнением ими работы.
Предоставленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.07.07 Общим собранием участников Общества принято решение о создании фонда материального поощрения (протокол N 5). Согласно пунктам 11.2, 11.6 Устава ООО "А" данный фонд формируется за счет чистой прибыли организации для целей стимулирования труда работников, выплаты премий и поощрений, оказания материальной помощи, выдачи ссуд и прочих нужд работников.
Соглашением лиц, участвующих в деле, заключенным в порядке статьи 70 АПК РФ по фактическим обстоятельствам дела, не требующим дальнейшего доказывания, установлено, что заявителем за период с 2007 по 2008 годы (включительно) произведено начисление выплат работникам в виде материальной помощи к очередному отпуску и дню рождения в общей сумме 3013664 руб. Указанные выплаты произведены из средств фонда материального поощрения, созданного на основании решения участников ООО "А", оформленного протоколом Общего собрания от 09.06.07 N 5. Факт указанных выплат подтвержден соответствующими приказами, копии которых представлены в материалы дела.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства, пришел к правильному выводу, что поскольку спорные суммы выплат произведены не из фонда заработной платы, а из чистой прибыли организации, имели разовый необязательный характер, размер выплат не зависел от сложности и характера выполняемой работы, и действующая в организации система оплаты труда не предусматривает данные выплаты, в связи с чем материальная помощь, оказанная заявителем своим работникам ко дню рождения и к очередному отпуску, не носит признаки заработной платы, поэтому вышеназванные выплаты следует рассматривать как выплаты социального характера, не связанные с осуществлением трудовой функции конкретным работником.
Доводы фонда о том, что спорные выплаты не предусмотрены Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765 (Перечень), кассационная коллегия находит несостоятельными.
Как следует из указанного Перечня, в нем указаны выплаты из фонда оплаты труда организаций-работодателей, а также за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней. Перечень не содержит указаний на выплаты из любых доходов при наличии трудовых отношений с работником.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции на основании всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.
Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.09 по делу N А14-7764/2009/180/30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 января 2010 г. по делу N А14-7764/2009/180/30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании