Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 января 2010 г. по делу N А64-5820/09
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2010 г. N 5653/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Г.Т.Е. - представителя (дов. от 01.09.2009, пост.); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - З.Т.В. - вед. спец.-эксп. (дов. от 13.01.2010 N 58-3-06/67, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.10.2009 по делу N А64-5820/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - Общество, ООО "С") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 27.08.2009 по делу N 31-А о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.10.2009 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и УФАС, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 22.04.2009 Управлением при осуществлении контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации при распространении рекламы с использованием олимпийской и паралимпийской символики на территории Тамбовской области выявлено, что над оконными витринами кафе "С", расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. С., д. 124 "а", и принадлежащем ООО "С", размещены стилизованные изображения факела с расположенными под ним пятью переплетенными кольцами.
Решением УФАС от 09.07.2009 по делу N 7/03 Общество признано нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) действиями по незаконному размещению над оконными витринами кафе "С" изображений, сходных до степени смешения с товарным знаком Олимпийского комитета России N 139795, а в связи с добровольным устранением Обществом нарушения антимонопольного законодательства производство по делу N 7/03 прекращено и его материалы переданы уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "С" административного производства по ст. 14.33 КоАП РФ.
Решение антимонопольного органа от 22.04.2009 Общество не оспаривало.
Постановлением УФАС от 27.08.2009 по делу N 31-А ООО "С" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб. за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в совершении действий по незаконному размещению над оконными витринами ООО "С" изображений, сходных до степени смешения с товарным знаком Олимпийского комитета России от 06.08.2009 N 139795.
Общество с постановлением о назначении административного наказания не согласилось и обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 1229, ст. 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 указанного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В силу ст. 1477 Гражданского кодекса РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 Гражданского кодекса РФ).
Право использования товарного знака может быть передано на основании лицензионного договора (ст. 1489 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
В соответствии со ст. 1479 Гражданского кодекса РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В силу ст. 1480 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 N310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр (ч. 1).
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (ч. 2).
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований ч. 2 настоящей статьи признается незаконным (ч. 3).
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм следует, что целью использования олимпийской символики и (или) паралимпийской символики является индивидуализация конкретного товара, выполняемых работ, услуг, издаваемого, оказываемого конкретным производителем.
Правообладателем товарного знака с изображением факела с расположенными под ним пятью переплетенными кольцами в белом, синем, красном, желтом, зеленом, черном цветовом сочетании является Олимпийский комитет России, что подтверждается свидетельством на товарный знак N 139795, зарегистрированным в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания 29.03.1996. Приоритет товарного знака установлен 28.10.1998. Указанный товарный знак защищен по классам МКТУ с 1 по 44.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ составляет введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг с использованием товарного знака, принадлежащего другому правообладателю, а размещение стилизованного изображения факела с расположенными под ним пятью переплетенными кольцами, сходного с аналогичным изображением, правообладателем которого является Олимпийский комитет России, не образует объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.10.2009 по делу N А64-5820/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ составляет введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг с использованием товарного знака, принадлежащего другому правообладателю, а размещение стилизованного изображения факела с расположенными под ним пятью переплетенными кольцами, сходного с аналогичным изображением, правообладателем которого является Олимпийский комитет России, не образует объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 января 2010 г. по делу N А64-5820/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании