Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 марта 2010 г. по делу N А54-5078/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2010 г. N ВАС-10084/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от административного органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Прокурора Московского района г. Рязани на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 г. по делу N А54-5078/2009, установил:
Прокурор Московского района г. Рязани обратился в Арбитражный суд Рязанской области о привлечении ООО "Р" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.11.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40000руб. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 г. решение суда отменено. В удовлетворении заявления прокурора Московского района г. Рязани о привлечении ООО "Р" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отказано.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 20.08.2009 г. прокуратурой Московского района г. Рязани совместно с ОБЭП отделения N 4 УВД по г. Рязани проведена проверка исполнения ООО "Р" запрета по организации и проведению азартных игр на территории района. Согласно материалам проверки общество является оператором по проведению Всероссийской стимулирующей лотереи "Ступеньки", о чем заключены договоры от 01.06.2009 г. N 516 и от 21.07.2009 г. N 485 с организатором лотереи - ООО "Я", г. Москва. Целью указанной лотереи является стимулирование к посещению компьютерного клуба, осуществляющего свою деятельность в арендуемых помещениях, расположенных по адресам: г. Рязань ул. И., 22а и ул. К., 22а. При проведении стимулирующей лотереи общество использует билеты, которые не содержат обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О лотереях": номер и дату разрешения на проведение лотереи, номер лотерейного билета, данные о размере выигрыша, дату и место проведения розыгрыша, информацию о месте и сроках получения выигрыша. Призовой фонд лотереи формируется за счет полученных от участников средств, а не за счет собственных средств общества. Используемые в клубе развлекательные автоматы по своим функциям содержат признаки игрового аппарата, так как игра на этом оборудовании осуществляется путем ставок клиента, полученных в виде выигрыша от лотереи. Кроме того, в момент проверки клуба по ул. И., 22а игра на аппаратах производилась без продажи лотерейного билета.
Усмотрев в действиях общества нарушение п.п. 77 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, прокурор Московского района г. Рязани постановлением от 11.09.2009 г. возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Р" к административной ответственности согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции о привлечении ООО "Р" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции мотивировал тем, материалы проверки свидетельствуют о том, что в момент осуществления проверки работниками ООО "Р" фактически допущены нарушения условий проведения стимулирующей лотереи "Ступеньки". Факт осуществления Обществом азартных игр не доказан. Кроме того, сослался на то, что проведение прямо запрещенной деятельности, на которую в силу закона не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом. Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Статьей 1 Федерального закона N 128-ФЗ определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного закона.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В силу статьи 4 указанного закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - это выдаваемый в соответствии с данным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Статьей 16 Федерального закона N 244-ФЗ предусматривается, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 этого закона, частью 2 статьи 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного данного законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009 г.
Согласно подпункту 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ подлежит лицензированию только деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Из анализа приведенных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр не является лицензируемой с 01.07.2009 г.
Следовательно, на основании приведенных норм материального права обязанность иметь лицензию на указанный вид деятельности законом не предусмотрена, а осуществление такой деятельности прямо запрещено законом.
Деятельность по организации и проведению азартных игр возможна по специальному разрешению только на определенной территории (игорной зоне), которых на территории Рязанской области не имеется.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной, то проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без лицензии.
Такой правовой подход получил свое закрепление в материалах Научно-консультативного совета при ФАС ЦО от 18-20 ноября 2009 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, является правильным. В рассматриваемом случае административная ответственность по данной конкретной статье Кодекса наступать не может.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на доказанность совершения указанного административного правонарушения подлежит отклонению, так как касается доказательств по делу, которые были предметом оценки суда при разрешении спора. Вступать в переоценку доказательств по делу, положенных в обоснование этого вывода суда, суд кассационной инстанции в силу ст. 286, ст. 287 АПК РФ не вправе.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал Прокурору Московского района г. Рязани в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку по настоящему делу судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права и не выявлено процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а доводы заявителя кассационной жалобы - отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 г. по делу N А54-5078/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Прокурора Московского района г. Рязани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
...
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
...
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, является правильным. В рассматриваемом случае административная ответственность по данной конкретной статье Кодекса наступать не может."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2010 г. по делу N А54-5078/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании