Постановление Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 января 2007 г. N 1
Президиум Федерального арбитражного суда Центрального округа, руководствуясь статьями 28 и 29 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", постановил:
До определения позиции со стороны ВАС РФ дать следующие рекомендации по вопросам применения законодательства при рассмотрении арбитражных дел:
1. Вопрос: Следует ли арбитражному суду при рассмотрении исков о возмещении убытков, причиненных невозмещением расходов на реализацию льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", исследовать вопрос о том, выделялись ли субъекту РФ из федерального бюджета в достаточном количестве средства, предусмотренные для компенсации убытков по соответствующей статье? В случае, если судом будет установлено, что финансирование из федерального бюджета на эти цели было недостаточно, подлежат ли эти убытки взысканию с Российской Федерации в силу п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23?
Ответ: В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" (в ранее действовавшей редакции) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации с конкретным разграничением. Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Разъясняя порядок применения приведенной нормы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 22.06.2006 N 23 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо исходить из того, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены, как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативно-правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В силу ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину и юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, при рассмотрении исков о возмещении убытков, причиненных невозмещением расходов на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", арбитражному суду надлежит исследовать вопрос о том, выделялись ли субъекту Российской Федерации из федерального бюджета в достаточном количестве средства, предусмотренные для компенсации убытков по соответствующей статье.
Если суд установит, что возникновение у истца убытков вызвано ненадлежащим исполнением органами государственной власти субъекта Российской Федерации своих обязанностей по расходованию выделенных из федерального бюджета средств, то требование о взыскании убытков подлежит удовлетворению за счет средств казны субъекта Российской Федерации, а в остальных случаях - за счет средств казны Российской Федерации. При этом основанием для отмены судом кассационной инстанции ряда решений арбитражных судов, вынесенных по результатам данной категории дел в период, предшествующий выходу Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, явилось взыскание убытков с исполнительного органа, а не за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
2. Вопрос: Каковы критерии отграничения собственных нужд государственных (муниципальных) учреждений от государственных (муниципальных) нужд, понятие которых содержит ст. 3 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответ: В силу статьи 3 названного Федерального закона под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации", от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.
С учетом изложенного, под собственными нуждами государственных (муниципальных) учреждений следует понимать их потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций учреждений и обеспечиваемых за счет средств, выделяемых им по смете.
3. Вопрос: Какие виды договоров подпадают под действие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Согласно ст. 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Из содержания приведенных норм следует, что действие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" распространяется на все закупки, осуществляемые для государственных или муниципальных нужд за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, независимо от того, кто их проводит (главные распорядители или получатели бюджетных средств), а в случаях, указанных в ст. 71 БК РФ, также и на закупки товаров, работ, услуг государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе для их собственных нужд.
При этом, в качестве "закупок" следует рассматривать не только договор купли-продажи, но и иные виды возмездных договоров, исполнение которых обеспечивается в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования и направленных на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций публичного образования, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, либо собственных нужд бюджетных организаций за счет средств, выделенных им по смете на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
...
При этом, в качестве "закупок" следует рассматривать не только договор купли-продажи, но и иные виды возмездных договоров, исполнение которых обеспечивается в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования и направленных на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций публичного образования, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, либо собственных нужд бюджетных организаций за счет средств, выделенных им по смете на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда."
Постановление Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 января 2007 г. N 1
Документ размещен на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа: http://fasco.arbitr.ru/