Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 апреля 2010 г. по делу N А35-286/09-С22
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2010 г. N ВАС-10497/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от индивидуального предпринимателя З.А.В - П.Н.Н. - представитель, доверенность от 09.03.2010 постоянная, от индивидуального предпринимателя К.Л.Д. - П.Н.Н. - представитель, доверенность от 05.04.2010 постоянная, от индивидуального предпринимателя Н.И.Л. - П.Н.Н. - представитель, доверенность от 06.04.2010 постоянная, от председателя Земельного комитета города Курска - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Земельного комитета города Курска - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Роснедвижимости по Курской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей З.А.В., К.Л.Д., Н.И.Л. на решение Арбитражного суда Курской области от 05.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 по делу N А35-286/09-С22, установил:
Индивидуальные предприниматели З.А.В., К.Л.Д., Н.И.Л. обратились в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действий председателя Земельного комитета города Курска А.М.Д. и Земельного комитета города Курска, связанных с отказом заявителям в утверждении границ и схемы расположения вновь образованного (путем объединения земельных участков) земельного участка площадью 1 059 кв. м по ул. Д., 90-Б в г. Курске, на котором расположено принадлежащее им на праве общей долевой собственности нежилое здание и просили суд обязать заинтересованных лиц утвердить схему расположения земельного участка площадью 1059 кв. м по ул. Д., 90-Б в г. Курске.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли купли-продажи от 14.06.2000 предприниматели З.А.В. и Н.И.Л. приобрели в собственность по 1/2 доли нежилого здания магазина площадью 193,1 кв. м, расположенного по ул. Д., 90-Б в г. Курске.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество 24.01.2001 была внесена запись о регистрации права постоянного бессрочного пользования З.А.В. на земельный участок площадью 302 кв. м, на котором находится указанное здание.
Постановлением Администрации г. Курска от 29.08.2002 N 1338 предпринимателю З.А.В. для проектирования магазина промышленных товаров по ул. Д. г. Курске предоставлен в аренду сроком на один год земельный участок ориентировочной площадью 1200 кв. м.
Постановлением Администрации г. Курска от 23.04.2003 N 654 данный земельный участок предоставлен З.А.В. в аренду сроком на один год для строительства упомянутого объекта.
По окончании строительства постановлением Администрации г. Курска от 14.11.2003 N 2187 был утверждён акт государственной приёмочной комиссии от 12.11.2003 N 72 о приемке в эксплуатацию магазина промышленных товаров по ул. Д., 90.
Участники общей долевой собственности на указанный объект площадью 859,8 кв. м (З.А.В. - 1/4 доля, К.Л.Д. - 1/4 доля, Н.И.Л. - 1/2 доля) обратились в ОАО "Б", которое выполнило землеустроительные и топографические работы по формированию земельного участка площадью 1059 кв.м., необходимого для эксплуатации недвижимости.
Указанные собственники 08.05.2008, 22.07.2008 и 01.10.2008 обращались в Администрацию города Курска с заявлениями об утверждении границ вновь образованного земельного участка в целях его постановки на кадастровый учёт и дальнейшего оформления на него правоустанавливающих документов.
Поскольку в утверждении границ земельного участка было отказано со ссылкой на наличие по указанному адресу на кадастровом учете другого земельного участка (площадью 302 кв. м), предприниматели З.А.В., К.Л.Д., Н.И.Л. обратились в арбитражный суд за защитой своих прав.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункта 5 статьи 1 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с указанным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, при том, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Статьей 20 указанного Закона установлено, что с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Способы образования земельных участков указаны в ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Пунктом 5 статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
Моментом возникновения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона "О государственном земельном кадастре").
В пункте 5 статьи 14 Закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ содержится понятие кадастрового плана, который представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
По-видимому, в тексте предыдущих абзацев допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 24.07.2007 г."
Согласно приказу Минюста РФ от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" схема расположения земельного участка на кадастровом плане может быть разработана на основе плана земельных участков, расположенных в кадастровом квартале.
Учитывая приведенные нормы судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действующим законодательством на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории при условии отсутствия необходимых сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости, а не утверждение границ земельного участка.
Согласно пункту 1.1 Решения Курского городского Собрания от 29.05.2008 N 44-4-РС "О земельном комитете города Курска", земельный комитет города Курска является отраслевым органом Администрации города Курска, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска, функции контроля за использованием земель.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Из материалов дела видно, что принадлежащий заявителям на праве общей долевой собственности объект недвижимости по адресу: г. Курск, ул. Д., 90-б, расположен на земельном участке общей площадью 0,1198 га., кадастровый номер 46:29:102281:19, относящийся к землям, государственная собственность на которую не разграничена. Данный земельный участок предоставлялся З.А.В. в аренду под проектирование и строительство магазина промышленных товаров (постановления Администрации города Курска от 29.08.2002 N 1338 и от 23.04.2003 N 654). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.1.2008 N 29-03/08-16532 граница упомянутого земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Также спорный объект недвижимости находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 46:29:102281:2, на который в установленном порядке зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования З.А.В. Доказательств, свидетельствующих о прекращении прав последнего на указанные земельные участки, в деле не представлено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявленный для постановки на кадастровый учет земельный участок площадью 1059 кв. м сформирован путем объединения вышеназванных земельных участков (с кадастровыми номерами 46:29:102281:19 и 46:29:102281:2).
При таких обстоятельствах спора, поскольку указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для утверждения органом местного самоуправления границ и схемы расположения по данному адресу нового земельного участка площадью 1059 кв. м не имелось.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 по делу N А35-286/09-С22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
...
Из материалов дела видно, что принадлежащий заявителям на праве общей долевой собственности объект недвижимости по адресу: г. Курск, ул. Д., 90-б, расположен на земельном участке общей площадью 0,1198 га., кадастровый номер 46:29:102281:19, относящийся к землям, государственная собственность на которую не разграничена. Данный земельный участок предоставлялся З.А.В. в аренду под проектирование и строительство магазина промышленных товаров (постановления Администрации города Курска от 29.08.2002 N 1338 и от 23.04.2003 N 654). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.1.2008 N 29-03/08-16532 граница упомянутого земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 апреля 2010 г. по делу N А35-286/09-С22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании