Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 апреля 2010 г. по делу N А09-10189/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 2010 г. N 11435/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Брянского областного отделения Общероссийской общественной организации "Р" - К.В.А. - председателя (выписка из приказа N 27 от 17.10.2008, протокол от 17.10.2008), от Брянской таможни - Г.Е.В. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 03-62/06 от 25.12.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянского областного отделения Общероссийской общественной организации "Р" на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.12.2009 по делу N А09-10189/2009, установил:
Брянское областное отделение Общероссийской общественной организации "Р" (далее - Организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Брянской таможни N 33 от 05.05.2009 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.09.2008 в удовлетворении заявленных Организацией требований отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого судом первой инстанции решения не проверялась.
Организация обратилась с кассационной жалобой на состоявшейся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, кассационная коллегия находит, что состоявшейся по делу судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 16.02.2007 на территорию Морского порта Санкт - Петербурга на теплоходе "Хуге" по коносаменту N AU 1255605 в контейнере N TRLU 5401636 прибыл товар "гуманитарная помощь".
Согласно дарственной Фонда "Viktims of Chernobyl National Relief Fund Inc" от 21.12.2006 груз в указанном контейнере является благотворительной безвозмездной помощью для людей России". Этот груз на сумму 718 000 Австралийских долларов, общим весом 15 000 кг (брутто), предназначен для Брянского областного отделения Общероссийской общественной организации "Р".
По прибытии в Морской порт Санкт-Петербурга вышеуказанный товар был помещен в ПЗТК ЗАО "П".
Автотранспортным средством рег. N В140МВ/АТ5896 по товарно-сопроводительным документам: ТД N 10213100/210308/1008784 и товарно-транспортной накладной от 21.03.2008 товар был перемещен на СВХ и ТС ООО "М".
В целях таможенного оформления поступившего груза, Брянское областное отделение Общероссийской общественной организации "Р" 23.06.2008 подало на Карачевский таможенный пост Брянской таможни ГТД N 10102030/230608/0001968.
По результатам таможенного контроля Таможней 30.06.2009 принято решение о выпуске товара с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей на сумму 6 270 136,25 руб. на основании удостоверения серии ГП N 001027 (выписка из протокола N 3(24) от 08.06.2007), выданного по решению Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.
После выпуска товаров Управлением таможенной инспекции ФТС России проведены проверочные мероприятия, в ходе которых было установлено истечение срока действия на дату подачи ГТД удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации о признании товаров гуманитарной помощью.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о необоснованности предоставления Брянскому областному отделению Общероссийской общественной организации "Р" льгот, о чем составлено заключение N 10000000/270409/А0025 от 07.04.2009.
В связи с этим, Брянская таможня в адрес Организации направила требование N 33 от 05.05.2009, которым предложила уплатить таможенные платежи в сумме 6 270 136,25 руб., в том числе 2 990 450,12 руб. таможенной пошлины, 3 229 686,13 руб. НДС, 50 000 руб. таможенных сборов, а также пени в сумме 793 381,24 руб., начисленных за период с 24.06.2008 по 05.05.2009, за их несвоевременную уплату.
Полагая, что указанное требование не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, Организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что к моменту принятия таможенной декларации срок действия удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к гуманитарной помощи, истек, в связи с чем пришел к выводу, что данный документ в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999 "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", п. 8 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1335 от 04.12.1999 не может служить подтверждением заявляемой декларантом льготы по уплате таможенных платежей.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно п. "ж" ст. 35 Закона РФ N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия) освобождаются от пошлины.
Статьей 1 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999 "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации ..." определено, что гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствии и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
Принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), подтверждается удостоверением, составленным по форме и выдаваемым в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения.
Как следует из материалов дела, Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ Брянскому областному отделению Общероссийской общественной организации "Р" выдано удостоверение N 001027 от 08.06.2007 со сроком действия 1 год, которым подтверждена принадлежность поступившего в адрес Организации груза к гуманитарной помощи.
При этом кассационная коллегия принимает во внимание, что спорный товар длительное время не мог быть предъявлен к таможенному оформлению в связи с рядом обстоятельств: Организация обращалась в таможенные органы за оказанием содействия в его доставке (л.д. 117), по указанию таможни обращалась в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в ОАО "В" (л.д. 68, 69) (о чем косвенно свидетельствуют ответы этих организаций). Суд также принимает во внимание довод Организации, что после получения требования таможни она обращалась в Комиссию по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ за продлением действия удостоверения, однако данное обращение не увенчалось успехом, т.к. за продлением Организация обратилась почти через год после окончания срока действия.
В силу п. 2 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1335 от 04.12.1999 продажа гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999 (в редакции, действовавшей в спорный период) контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Согласно положениям ст. 151, п. 4 ст. 329, п. 3 ст. 327 ТК РФ условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых норм обязанность по уплате таможенных платежей может быть возложена на декларанта только в том случае, если гуманитарная помощь получена и использована им в целях, отличных от указанных в ст. 1 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999.
Согласно плану распределения спорного груза N 31 от 11.07.2007, он подлежит использованию только для гуманитарных целей для населения Брянской области, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в ходе программы "Чернобыльская программа гуманитарной помощи реабилитации в Российской Федерации".
Планом предусмотрено распределение груза по школам-интернатам, детским домам, приютам, малообеспеченным гражданам, многодетным семьям и инвалидам Брянской области.
Делая вывод о необоснованности предоставления Брянскому областному отделению Общероссийской общественной организации "Р" льгот, Управлением таможенной инспекции ФТС России вопрос в отношении целевого использования поступившего в адрес Организации груза не учитывался.
В тоже время заключение N 10000000/270409/А0025 вынесено Управлением таможенной инспекции ФТС России 27.04.2009, что не исключало возможность осуществления проверки указанных обстоятельств.
При этом в ходе судебного разбирательства факт целевого использования спорного груза Брянская таможня не оспаривала и не ставила под сомнение, что позволяет соотнести его с гуманитарной помощью в смысле и значении, установленном ст. 1 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, предъявленных к таможенному оформлению по ГТД N 10102030/230608/0001968, отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
Следовательно, требования N 33 от 05.05.2009 об уплате таможенных платежей не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных Организацией требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем принятое им решение в силу п. 3 ч. 2 ст. 288 АПК РФ подлежит отмене, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение, удовлетворив заявленные Организацией требования.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.12.2009 по делу N А09-10189/2009 отменить.
Заявленные Брянским областным отделением Общероссийской общественной организации "Р" требования удовлетворить.
Требование Брянской таможни N 33 от 05.05.2009 об уплате таможенных платежей признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод о необоснованности предоставления Брянскому областному отделению Общероссийской общественной организации "Р" льгот, Управлением таможенной инспекции ФТС России вопрос в отношении целевого использования поступившего в адрес Организации груза не учитывался.
В тоже время заключение N 10000000/270409/А0025 вынесено Управлением таможенной инспекции ФТС России 27.04.2009, что не исключало возможность осуществления проверки указанных обстоятельств.
При этом в ходе судебного разбирательства факт целевого использования спорного груза Брянская таможня не оспаривала и не ставила под сомнение, что позволяет соотнести его с гуманитарной помощью в смысле и значении, установленном ст. 1 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999.
...
В соответствии с п. 1 ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2010 г. по делу N А09-10189/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании