Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 апреля 2010 г. N Ф10-685/10 по делу N А14-5071/2009/181/12
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ЗАО "О", г. Елец - К.А.Д. - представитель (доверенность от 11.01.2010 г.), от ответчика: ОАО "Р" в лице филиала Юго-Восточная железная дорога - филиал ОАО "Р", Липецкая область - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Р" в лице филиала "Ю" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11 сентября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года по делу N А14-5071/2009/181/12, установил:
Закрытое акционерное общество "О" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к Открытому акционерному обществу "Р" в лице филиала "Ю" о взыскании 312 410, 56 рублей, в том числе о восстановлении на лицевом счете 309 416, 24 рублей, списанных за услуги по простою вагонов, поданных в период с ноября по декабрь 2008 года сверх количества, согласованного в заявке, и 2 994, 32 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 23.03.2009 г. по 24.04.2009 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.09.2009 г. исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ОАО "Р" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то обстоятельство, что действия ОАО "Р" по начислению истцу платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, следует считать правомерными.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, выслушав объяснения представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для её удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, между ОАО "Р" и ЗАО "О" заключен договор N 610/03 от 15.12.2003 г. об организации перевозок грузов и централизованных расчетах со сроком действия по 31.12.2004 г. Действие договора продлено на последующие периоды.
Условиями настоящего договора стороны урегулировали взаимоотношения по осуществлению расчетов за перевозку грузов (тариф), за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов (сборы, платежи), за пользование подвижным составом (плата) и по штрафам.
Согласно данному договору заказчик обязуется для осуществления услуг по перевозке грузов предоставлять дороге заявки на перевозку грузов установленной формы и в сроки, предусмотренные уставом, а дорога, в свою очередь, обязалась обеспечить выполнение принятых заявок в соответствии с Уставом и Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
В соответствие с п. 3.4 договора N 610/03 заказчик производит предварительную оплату перевозки и дополнительных услуг в соответствии с Уставом, при этом оплата тарифов за перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, сборов и платежей, связанных с перевозкой, производится на подсобный расчетный счет ОАО "Р" для оплаты услуг по внутригосударственным перевозкам грузов, дополнительных сборов, указанных в разделе 8 настоящего договора; оплата тарифов за перевозки грузов в международном сообщении производится на подсобный расчетный счет ОАО "Р" для оплаты услуг по экспортно-импортным перевозкам грузов, указанный в разделе 8 настоящего договора.
Кроме того, истец (заказчик) состоит в договорных отношениях на оказание услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов (договор N 688 О/УМ/08 от 25.07.2008 г.) с ОАО "П" (исполнителем).
В соответствии с данным договором исполнитель оказывает услуги в виде предоставления перевозчику вагонов под погрузку на станции отправления в количестве, необходимом для обеспечения согласованного в заявках объема груза. При этом согласованная сторонами этого договора заявка на подачу вагонов согласовывается перевозчиком, после чего принимается перевозчиком к исполнению.
Договор N 688 О/УМ/08 от 25.07.2008 г регулирует взаимоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок, грузов по территории Российской Федерации в вагонах, в том числе, предоставление вагонов под погрузку на станцию отправления в количестве, необходимом для обеспечения вывоза согласованного в заявках объема груза заказчика, уведомление о продвижении груза, организация диспетчерского контроля за продвижением груза, а также выполнение иных обязанностей в соответствии с договором.
10.10.2008 г. ЗАО "О" и ОАО "П" согласовали заявку на подачу вагонов под погрузку в ноябре 2008 года, которая в соответствии со ст. 11 Устава железнодорожного транспорта, п. 4 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 16.06.2003 г. N 21, направлена в Юго-Восточную железную дорогу для согласования перевозки 13 900 тонн груза в 204 собственных вагонах. Перевозчик - филиал ОАО "Р", согласовав объем груза и количество вагонов, принял данную заявку к исполнению, что подтверждается учетной карточкой N 0014797111 от 20.10.2008 г.
В период с 11.11.2008 г. по 30.11.2008 г. перевозчик (ответчик) подал под погрузку истцу на 96 вагонов больше согласованного заявкой количества и 11 вагонов подал в декабре 2008 г. в отсутствие заявки на этот период.
Часть вагонов, поданных сверх заявки, принята истцом и отправлена с грузом, а часть переадресована.
Ответственность за нарушения заявки и подачу под погрузку вагонов сверх согласованного количества, сторонами друг к другу не применялась.
С лицевого счета ЗАО "О" с указанием о взимании сбора за время нахождения собственных вагонов на путях общего пользования перевозчиком (ответчиком) списана спорная сумма 309 416, 24 рублей, в том числе - 262 200, 20 рублей и НДС 47 216, 04 рублей, что подтверждается перечнями N 332 от 27.11.2008 г., N 338 от 05.12.2008 г., N 336 от 03.12.2008 г., N 359 от 25.12.2008 г., N 338 от 19.01.2009 г. (9 538, 31 рублей, 4 214, 65 рублей, 984, 40 рублей, 25 249, 68 рублей, 2 456, 28 рублей, 4 752, 72 рублей) и накопительными карточками N 271122 (52 990, 60 рублей), N 051245 (23 414, 70 рублей), N 031241 (468, 90 рублей), N 251231 (140 276 рублей) N 251530 (13 646 рублей), N 190138 (26 404 рублей).
Направленная ответчику претензия N 409-р от 20.03.2009 г. о восстановлении необоснованно списанной со счета спорной суммы, отклонена ОАО "Р" письмом N 172 от 02.04.2009 г.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 г. грузоотправитель вправе по своему выбору предъявить к перевозчику требование об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД либо о взыскании с перевозчика соответствующей суммы.
В процессе рассмотрения спора арбитражным судом установлено, что перевозчик в учетной карточке, составленной в соответствии с Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 16.06.2003 г. N 20, отразил исполнение поданных вагонов. Однако в указанной карточке не отражено поданное под погрузку количество вагонов сверх указанного в заявке.
При рассмотрении дела ответчиком не отрицалось то обстоятельство, что истцу под погрузку было подано 96 вагонов сверх согласованного количества, а в декабре 2008 года 11 вагонов, поданных без заявки и не принадлежащих перевозчику.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда о том, что действия перевозчика - ОАО "Р" по начислению истцу в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ и по взиманию платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, находящимися на путях общего пользования, являются неправомерными.
В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Согласно п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со ст. 39 Устава за время нахождения вагонов у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "Р" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу п. 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.06.2002 г. N 35/12 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станциях операций.
Таким образом, Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава.
Из буквального толкования ст. 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "Р" за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема грузоотправителями, грузополучателями, а также владельцами пути необщего пользования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что договором N 610/03 от 05.12.2003 г. не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема грузоотправителем или владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для списания с лицевого счета истца спорной суммы, в связи с чем, обоснованно удовлетворил требования истца о восстановлении на его лицевом счете списанной суммы в размере 309 416, 24 рублей и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 994, 32 рублей за период 23.03.2009 г. по 24.04.2009 г.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11 сентября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года по делу N А14-5071/2009/181/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2010 г. N Ф10-685/10 по делу N А14-5071/2009/181/12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании