Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 5 апреля 2010 г. по делу N А35-5350/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - Г.Е.В.- юрисконсульта (доверенность от 28.05.2009, б/н, постоянная), от Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Курской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от третьих лиц: Брянской таможни, ОАО "К" - П.И.Э. - начальника отдела валютного контроля (доверенность от 02.09.2009 N 44-07-06/2060, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по делу N А35-5350/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление) от 29.05.2009 N 07-01-130/2009 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением суда от 15.10.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, справка о подтверждающих документах как отчетный документ имеет правовое значение для целей валютного контроля не только в связи со сроком ее представления в уполномоченный банк, но и в связи с достоверностью юридически значимых сведений. Своевременность отчетности сопряжена с действительностью содержащейся в ней информации.
Кроме того, Управление указывает, что порядок заполнения справки о подтверждающих документах включается в порядок представления документов и информации в банк ПС. В связи с этим нарушение порядка заполнения справки о подтверждающих документах является нарушением порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между ООО "П" (покупатель) и ЗАО "К" (Украина) (продавец) заключен контракт от 02.04.2007 N 20-07 на поставку гранитной камнещебеночной продукции. Поставка товара осуществляется на условиях DAF (Франко-граница Украина - Российская Федерация - железнодорожная станция Зерново/Квашино).
Общая сумма контракта (с учетом дополнительных соглашений) определена в размере 415000000 руб. Оплата за каждую поставляемую партию товара предусмотрена в виде 100% предоплаты в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца. Срок действия контракта установлен до 31.12.2009.
По контракту от 02.04.2007 в ОАО "К" 04.04.2007 оформлен паспорт сделки N 07040005/0735/0000/2/0.
В рамках данного контракта ООО "П" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и предъявило к таможенному оформлению в режиме "импорт" товар на сумму 991632 руб. по ГТД NN 10102150/280508/П008486, 10102150/280508/П008488.
Из указанных ГТД следует, что товар отправлен со станции отправления 28.05.2008, а 30.05.2008 еще находился на территории Украины. Выпуск данного товара был разрешен Брянской таможней 31.05.2008. Аналогичные данные содержатся в накладных на товар N 41749563 и N 41749564.
Справка о подтверждающих документах с приложением необходимых документов представлена Обществом в уполномоченный банк 25.06.2008. При этом в графе 1 "дата" в третьей и четвертой строках таблицы указано "28.05.2008".
Осуществив проверочные мероприятия в отношении ООО "П", Управление установило, что в графе 1 предоставленной Обществом в уполномоченный банк справки указана дата, не соответствующая дате ввоза товара на таможенную территорию, поскольку должна была быть указана дата фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации или дата выпуска товара таможенными органами.
Усмотрев в действиях Общества нарушение установленного порядка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, предусмотренного пунктом 2.2 Положения N 258-П и пунктом 2 приложения 1 к нему, Управление составило протокол от 22.05.2009 N 07-01-130/2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 29.05.2009 N 07-01-130/2009 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия в данном случае состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и отсутствии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 данного Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
При этом издаваемые Центральным банком Российской Федерации акты органов валютного регулирования, обязательны для резидентов и нерезидентов (п. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ).
Указанием ЦБР от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлены формы учета по валютным операциям для резидентов, к которым отнесена справка о подтверждающих документах.
Согласно п. 2.1. Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В соответствии с п. 2.2, названного Положения резидент представляет в уполномоченный банк подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами Справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению
Пунктом 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах (в редакции, действовавшей в спорный период) в графе 1 справки в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (дата ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом, в случаях, указанных в п. 2.17 настоящего Положения.
За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 2.11, 2.12 Положения предусмотрено, что представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.
В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России.
Один экземпляр справок, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банковских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки.
Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращаются резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.
Однако, в случаях, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных Положением требований, а также, если информация, указанная в них, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки, Банк ПС в соответствии с п. 2.14 Положения возвращает резиденту один экземпляр справок, вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением.
Такие справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.
Второй экземпляр справок с отметкой ответственного лица банка ПС о причине возврата помещается в досье по паспорту сделки.
Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.
В соответствии с п. 8 ст. 1 и п. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ банк где оформлен паспорт сделки - ОАО "К" является одновременно уполномоченным банком и агентом валютного контроля в отношении Общества.
Согласно п. 5 ст. 22 Закона N 173-ФЗ органы валютного контроля в пределах своей компетенции и агенты валютного контроля обязаны осуществлять контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами .
Положениями пункта 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Пунктом 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ на агентов валютного контроля и их должностных лиц возложены следующие обязанности:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (п. 12 ст. 23 Закона N 173-ФЗ).
Как установлено судом, справка о подтверждающих документах, представленная Обществом в уполномоченный банк - ОАО "К" в установленный законом срок, была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка - уполномоченным на то лицом без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.
Возврат справки о подтверждающих документах в связи с наличием причин, указанных в п. 2.14 Положения, уполномоченным банком не производился, следовательно, право Общества на повторное представление справки с устраненными нарушениями в трехдневный срок, предусмотренное Порядком было нарушено.
Соблюдение Порядка представления заключается не только в правильном отражении информации в справке и направлении её в банк ПС, но и в строгом соблюдении прав резидента на повторное представление справки с учетом указаний агента валютного контроля (банка ПС).
Кроме этого, в материалах дела имеется письмо уполномоченного банка - ОАО "К", где указывается, что при представлении в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и копии грузовой таможенной декларации, в графе 1 справки, по согласованию с банком, указывалась дата оформления таможенной декларации, содержащейся в ее регистрационном номере, что по мнению банка, с учетом п. 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ соответствовало требованиям Положения ЦБР от 01.06.2004 N 258-П.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что банк - как агент валютного контроля, в рамках своей компетенции указал Обществу какая дата должна быть проставлена в графе 1 справки о подтверждающих документах, а поэтому исполнение указания контролирующего органа (агента валютного контроля) не может рассматриваться как виновные действия Общества в ненадлежащем заполнении и оформлении спорного документа учета и отчетности по валютным операциям.
В постановлении Управления о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения от 29.05.2009 N 07-01-130/2009 не было учтено, что дата ввоза товара в справке была указана Обществом на основании консультаций с агентом валютного контроля - банком ПС - ОАО "К".
Данные обстоятельства имеют существенное значение для определения виновности Общества в инкриминируемом деянии.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности Управлением вины Общества во вменяемом ему правонарушении и соответственно о правомерности вывода суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Следовательно, у суда было достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Все доводы кассационной жалобы исследовались судами первой и апелляционной инстанциями, им дана надлежащая оценка
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по делу N А35-5350/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 апреля 2010 г. по делу N А35-5350/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании