Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 апреля 2010 г. по делу N А35-5693/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "П" - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, от Брянской таможни (третье лицо) - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, от ОАО "К" (третье лицо) - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 по делу N А35-5693/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО "П", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление, административный орган) от 04.06.2009 N 07-01-136/2009 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "К" и Брянская таможня.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что 02.04.2007 между ООО "П" (покупатель) и ЗАО "К" (Украина, продавец) заключен контракт N 20-07, согласно которому покупатель обязуется оплатить и принять товар, а продавец обязуется изготовлять и систематически поставлять гранитную камнещебеночную продукцию на условиях данного контракта.
По данному контракту Обществом в ОАО "К" 04.04.2007 оформлен паспорт сделки N 07040005/0735/0000/2/0.
Во исполнение контракта ООО "П" ввезло на таможенную территорию РФ и оформило в режиме "импорт" товар по ГТД NN 10102150/170608/П009930, 10102150/170608/П009929 (выпуск товара разрешен Брянской таможней 19.06.2008), ГТД NN 10102150/200608/П010076, 10102150/200608/П010118 (выпуск товара разрешен Брянской таможней 21.06.2008), ГТД N10102150/200608/П010075 (выпуск товара разрешен Брянской таможней 22.06.2008), ГТД NN 10102150/250608/П010449, 10102150/250608/П010445, 10102150/250608/П010447 (выпуск товара разрешен Брянской таможней 26.06.2008), ГТД NN 10102150/250608/П010531, 10102150/280608/П010709, 10102150/280608/П010710 (выпуск товара разрешен Брянской таможней 29.06.2008), ГТД N 10102150/270608/П010634 (выпуск товара разрешен Брянской таможней 28.06.2008).
Справка о подтверждающих документах с приложением необходимых документов представлена Обществом в ОАО "К" 21.07.2008, указав в графе 1 даты, не соответствующие датам ввоза товара на таможенную территорию РФ.
Согласно отметкам на накладной N 41743243, счете-фактуре от 17.06.2008 N 1086 товар, оформленный по ГТД NN 10102150/170608/П009930, 10102150/170608/П009929, ввезен на таможенную территорию РФ 19.06.2008 (в справке 17.06.2008); согласно отметкам на накладных NN 41749869, 41749870 товар, оформленный по ГТД NN 10102150/200608/П010076, 10102150/200608/П010118, ввезен на таможенную территорию РФ 21.06.2008 (в справке 20.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41743255 товар, оформленный по ГТД N 10102150/200608/П010075, ввезен на таможенную территорию РФ 22.06.2008 (в справке 20.06.2008); согласно отметкам на накладных NN 41339752, 41339751, 41749949 товар, оформленный по ГТД NN 10102150/250608/П010449, 10102150/250608/П010445, 10102150/250608/П010447, ввезен на таможенную территорию РФ 26.06.2008 (в справке 25.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41743316 товар, оформленный по ГТД
N 10102150/270608/П010634, ввезен на таможенную территорию РФ 28.06.2008 (в справке 27.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41897004 товар, оформленный по ГТД N 10102150/250608/П010531, ввезен на таможенную территорию РФ 29.06.2008 (в справке 26.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41897021, счете-фактуре от 27.06.2008 N 1112 товар, оформленный по ГТД NN 10102150/280608/П010709, 10102150/280608/П010710, ввезен на таможенную территорию РФ 29.06.2008 (в справке 28.06.2008).
В ходе осуществления проверочных мероприятий в отношении Общества 22.05.2009 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 07-01-136/2009.
По результатам рассмотрения дела 04.06.2009 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 07-01-136/2009, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Основанием для привлечения ООО "П" к ответственности послужил вывод Управления о наличии состава административного правонарушения в совершенном Обществом деянии, заключающемся в нарушении установленного порядка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, предусмотренного п. 2.2 Положения N 258-П от 01.06.2004 и п. 2 Приложения 1 к нему.
Считая привлечение к административной ответственности необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях ООО "П" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и неправомерности привлечения последнего к административной ответственности.
Кассационная инстанция полагает, что выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
На основании ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 данного Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 издаваемые Центральным банком Российской Федерации акты органов валютного регулирования обязательны для резидентов и нерезидентов.
Указанием ЦБР N 1950-У от 10.12.2007 "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлены формы учета по валютным операциям для резидентов, к которым отнесена справка о подтверждающих документах.
В соответствии с п. 2.1. Положения Банка России N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
На основании п. 2.2 Положения резидент представляет в уполномоченный банк подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к названному Положению.
В силу п. 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах в графе 1 справки в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (дата ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом, в случаях, указанных в п. 2.17 настоящего Положения.
Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ч. 1 ст. 22 Закона N 173-ФЗ
На основании п. 8 ст. 1 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, являются агентами валютного контроля.
Пунктом 1 ч. 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 установлено, что агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Пунктами 2.11, 2.12 Положения Банка России N 258-П от 01.06.2004 предусмотрено, что представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.
В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России.
Однако, в случаях, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных Положением требований, а также, если информация, указанная в них, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки, Банк ПС в соответствии с п. 2.14 Положения Банка России N 258-П от 01.06.2004 возвращает резиденту один экземпляр справок, вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением.
Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.
Судом установлено, что справка о подтверждающих документах, представлена ООО "П" в уполномоченный банк ОАО "К" 21.07.2008, т.е. в установленный законом срок, проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка - уполномоченным на то лицом без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.
Возврат справки о подтверждающих документах в связи с причинами, указанными в п. 2.14 Положения 258-П от 01.06.2004, уполномоченным банком не производился.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Таким образом, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения Управлением не доказана, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО "П" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального закона не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 по делу N А35-5693/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возврат справки о подтверждающих документах в связи с причинами, указанными в п. 2.14 Положения 258-П от 01.06.2004, уполномоченным банком не производился.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Таким образом, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения Управлением не доказана, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО "П" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2010 г. по делу N А35-5693/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании