Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 апреля 2010 г. по делу N А48-3850/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Э" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.09.09 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.09 по делу N А48-3850/2009, установил:
Закрытое акционерное общество "Э" (далее по тексту - ЗАО "Э", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Орловской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 16.07.09 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и требованием обязать инспекцию осуществить регистрационные действия по государственной регистрации ЗАО "Э" в связи с его ликвидацией и внести в Единый государственный реестр юридических лиц регистрационную запись о ликвидации общества.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.09.09, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.09 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций, принятых по настоящему делу, ввиду следующего.
ЗАО "Э" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.09.02 за основным государственным регистрационным номером 1027727007329.
Общим собранием акционеров общества принято решение от 29.09.08 о добровольной ликвидации юридического лица (протокол общего собрания акционеров ЗАО "Э" от 29.09.08 N13).
В силу пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии со статьями 5, 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" ЗАО "Э" уведомило регистрирующий орган о принятом решении о добровольной ликвидации юридического лица. На этом основании инспекция внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации (свидетельство от 07.10.08 серия 57 N 001178850) и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица (свидетельство от 07.10.08 серия 57 N 001135821).
Сообщение о добровольной ликвидации ЗАО "Э" согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" от 08.10.08 N 40(193).
В связи с тем, что в установленный пунктом 1 статьи 63 ГК РФ срок (с 08.10.08 по 08.12.08) требований от кредиторов не поступило, собрание акционеров общества утвердило промежуточный ликвидационный баланс от 04.03.09, который с уведомлением о его составлении был представлен в инспекцию 11.03.09.
Вместе с тем, на основании решения налогового органа от 14.11.08 N 82 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Э" в связи с его ликвидацией, в результате которой выявлена задолженность по уплате налога на прибыль в сумме 7742823 руб., пени за несвоевременную уплату этого налога в сумме 1344011 руб. Общество также привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1003107 руб.
Судом установлено, что порядок начисления и предъявления ко взысканию начисленных в результате проведения налоговой проверки сумм, подлежащих уплате по налогу на прибыль, пени и штрафов соблюден в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ. При этом судом в рамках рассмотрения настоящего дела не исследовалась правомерность оснований для начисления сумм налогов, пени и штрафов.
Регистрирующий орган принял решение от 17.03.09 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по той причине, что представленный промежуточный ликвидационный баланс не соответствует установленной форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.03 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и разделом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 N 43н.
Заявитель 16.03.09, 10.04.09, 24.04.09 обращался с заявлениями о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записей о ликвидации юридического лица, представляя ликвидационный баланс, документ об уплате госпошлины и справку из Пенсионного фонда Российской Федерации. По результатам рассмотрения представленных документов обществу отказывалось в регистрации.
09.07.09 ЗАО "Э" представило в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 и промежуточный ликвидационный баланс от 29.06.09, в котором содержатся сведения о наличии у Общества кредиторской задолженности по налогам и сборам в сумме 7743000 руб. Сведения о наличии какого-либо имущества в промежуточном ликвидационном балансе от 29.06.09 находящегося в стадии ликвидации юридического лица отсутствовали.
На основании решения Инспекции от 16.07.09 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись (регистрационный номер 2095741018448) о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
09.07.09 председатель ликвидационной комиссии ЗАО "Э" представил в инспекцию документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
По результатам их рассмотрения инспекция приняла решение от 16.07.09 об отказе ЗАО "Э" в государственной регистрации ликвидации в связи с непредставлением предусмотренных пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, что явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица содержится в ст. 63 ГК РФ, согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами: принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ внесением записи в ЕГРЮЛ завершается ликвидация юридического лица. С этого момента юридическое лицо считается прекратившим свое существование.
Согласно пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 вышеназванного закона в государственной регистрации может быть отказано в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
При наличии у заявителя непогашенной кредиторской задолженности по налогам, признанной ликвидационной комиссией и отраженной в ликвидационном балансе, и учитывая данные ликвидационного баланса об отсутствии у ликвидируемого общества имущества, достаточного для погашения кредиторской задолженности, процедура ликвидации общества должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу пунктов 1, 2 статьи 224 названного Федерального закона в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 226 названного Закона нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 данного Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ликвидационная комиссия ЗАО "Э" не выполнила требования по соблюдению установленного действующим законодательством порядка ликвидации юридического лица.
В поданном в инспекцию заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией указано, что ликвидационной комиссией соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, и расчеты с кредиторами завершены, то есть данное заявление содержало недостоверные сведения, поскольку имелась задолженность по налоговым платежам.
МИФНС России N 1 по Орловской области подтверждены законность и обоснованность принятого ею решения об отказе в государственной регистрации ЗАО "Э" в связи с его ликвидацией.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление о государственной регистрации ликвидации общества правомерно расценено как не поданное в регистрирующий орган.
С данным выводом правомерно согласился и суд апелляционной инстанции.
Исходя из изложенного выше, суд пришел к правильному выводу, что обществом не доказано в порядке ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ нарушение его прав и законных интересов в области предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы по существу свидетельствуют о несогласии с оценкой представленных в дело доказательств, которые рассматривались судом первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу ст. 286 АПК РФ отсутствуют.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.09.09 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.09 по делу N А48-3850/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2010 г. по делу N А48-3850/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании