Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 апреля 2010 г. по делу N А54-4980/08
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N ВАС-11331/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2012 г. N Ф10-4541/09 по делу N А54-4980/2008
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от научно-производственного кооператива "П" - Л.А.И. - председатель, протокол от 29.01.2010 N 1, С.И.В. - представитель, доверенность от 29.01.2010 N 1, от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от ФГУ "Национальный парк "М" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу научно-производственного кооператива "П" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.03.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А54-4980/2008, установил:
Научно-производственный кооператив "П" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - Министерство), выраженных в письмах от 13.11.2008 N 3853/02-23 и от 28.11.2008 N 4265/02-23.
Решением суда от 02.03.2009 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Клепиковского района от 08.05.1992 N 136 "О предоставлении в постоянное пользование земельного участка совхоза "Т" (Чебукинское отделение) научно-производственному кооперативу "П", из земель совхоза "Т" (Чебукинское отделение) изъят земельный участок общей площадью 3160 га и предоставлен в постоянное бессрочное пользование НПК "П" для сельскохозяйственного использования.
На основании постановления главы администрации Клепиковского района от 01.10.1992 N 284 НПК "П" выдан государственный акт на право бессрочного пользования землей РЯО-05 N 000016.
Спорный земельный участок площадью 9 204 731 кв. м с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер 62:05:00 00 00:183.
Кооператив 30.09.2008 и 02.10.2008 обращался с заявлениями в уполномоченный орган о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области письмами от 28.11.2008 N 4265/02-23 и от 13.11.2008 N 3853/02-23 возвратило данные заявления с прилагаемыми к ним документами, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании этих действий.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Согласно положениям статьи 16 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", статьи 23 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного 25.04.1991 N 1103-1, а также части 1 статьи 60 Закона от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" (в редакциях действовавших на момент предоставления Кооперативу спорного земельного участка) органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками, являлись Советы народных депутатов.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение приведенных норм спорный земельный участок в бессрочное пользование был предоставлен НПК "П" главой администрации Клепиковского района, то есть с превышением его полномочий, установленных в статье 31 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР".
По-видимому, в предыдущих абзацах имеется в виду Закон РФ N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации"
Таким образом, поскольку спорный земельный участок предоставлен НПК "П" не уполномоченным органом, то право постоянного (бессрочного) пользования на него у последнего в установленном законом порядке не возникло. В связи с указанным арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что Кооператив не вправе приобрести данный земельный участок в собственность.
Кроме того, решением Исполнительного комитета Рязанского областного Совета народных депутатов N 149/8 от 30.04.1991 "Об образовании Мещерского государственного природного национального парка на территории Рязанской области" был образован Мещерский государственный природный национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.1992 N 235 "О создании национального природного парка "М" Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Рязанской области" в состав указанного парка включены все земли совхоза "Т" (16 453 га), в том числе и спорный земельный участок площадью 9 204 731 кв. м.
Приведенные выводы суда, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе национальных парков.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2 статьи 95 Кодекса).
Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель (пункт 6 статьи 95 Кодекса).
Таким образом, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям национального природного парка, которые могут находиться только в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного НПК "П" требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.03.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А54-4980/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2 статьи 95 Кодекса).
Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель (пункт 6 статьи 95 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2010 г. по делу N А54-4980/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании