Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 мая 2010 г. N Ф10-1474/10 по делу N А36-363/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя кассационной жалобы: МИФНС России N 2 по Липецкой области - М.Л.А. - представитель (дов. N 11-03 от 19.02.2010), от конкурсного управляющего ОАО "Б" Ч.С.В. - не явились, извещены надлежаще; от кредитора: ГУ ЛРО ФСС РФ - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 2 по Липецкой области, г. Елец, на определение Арбитражного суда Липецкой области от 29.01.2010 по делу N А36-363/2009, установил:
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2009 ОАО "Б" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Ч.С.В.
Кредитор - ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований должника 4 728 811 руб. 74 коп., в том числе 3 128 376 руб.- капитализируемые платежи для обеспечения пострадавших ежемесячными страховыми выплатами, 1 600 435 руб. 62 коп. - капитализируемые платежи для оплаты пострадавшим дополнительных расходов, связанных с повреждением их здоровья, на медицинскую и социальную реабилитацию.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 29.01.2010 требования в указанной сумме признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Б" в качестве капитализированных платежей для обеспечения пострадавших в ОАО "Б": Б.Л.М., Б.М.Н., Б.З.В., К.Т.И., О.Н.Ф, страховыми выплатами.
В апелляционном порядке определение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе уполномоченный орган, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом норм материального и процессуального права, просит определение Арбитражного суда Липецкой области от 29.01.2010 отменить, ссылаясь на то, что уполномоченным органом в делах о банкротстве по требованиям об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по капитализированным платежам, является Федеральная налоговая служба России в лице соответствующего территориального органа. В этой связи полагает, что требования Фонда неправомерно включены в реестр требований кредиторов.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий Ч.С.В. просил оставить определение суда без изменения.
Фонд социального страхования в заявлении от 11.05.2010 ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, по вопросу удовлетворения жалобы полагается на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в порядке статьи 284 АПК РФ в отсутствие конкурсного управляющего ОАО "Б" Ч.С.В. и ГУ ЛРО ФСС РФ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя уполномоченного органа, суд кассационной инстанции считает необходимым определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 оставить без изменения по следующим основаниям.
Рассматривая заявление кредитора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4, 100, 134, 135, 142 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)", пришел к выводу, что заявленные Фондом социального страхования требования являются обоснованными и подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Б" в качестве капитализированных платежей для обеспечения лиц, пострадавших в ОАО "Б", страховыми выплатами.
При этом суд отклонил доводы уполномоченного органа о том, что соответствующие требования могли быть предъявлены только ФНС России, уполномоченным органом в деле о банкротстве по обязательствам Российской Федерации, а не ГУ ЛРО ФСС РФ.
Суд первой исходил из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, правовой позиции, содержащейся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (п. 3), согласно которым Фонд социального страхования является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью.
Однако суд кассационной инстанции считает необходимым разъяснить следующее.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 N 663 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", в силу которых ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в том числе по требованиям, касающихся выплаты капитализированных платежей.
В соответствии с рекомендациями, изложенными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве", требование по выплате капитализированных платежей предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
Такое требование является обязательным платежом и относится к третьей очереди; оно предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Ранее принятые судебные акты о включении в реестр требований кредиторов указанных требований как по заявлениям Фонда социального страхования Российской Федерации, так и Федеральной налоговой службы не подлежат пересмотру.
Таким образом, ФНС России либо Фонд социального страхования вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о процессуальной замене кредитора по установленным требованиям по капитализированным платежам.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение Арбитражного суда Липецкой области от 29.01.2010 по делу N А36-363/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 N 663 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", в силу которых ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в том числе по требованиям, касающихся выплаты капитализированных платежей.
В соответствии с рекомендациями, изложенными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве", требование по выплате капитализированных платежей предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
Такое требование является обязательным платежом и относится к третьей очереди; оно предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2010 г. N Ф10-1474/10 по делу N А36-363/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании