Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 апреля 2010 г. по делу N А14-9081/2009/247/30
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной Е.Г.А. - представитель, ответственностью "Л" доверенность от 28.09.2009, от Администрации городского судебного округа город Воронеж - не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А14-9081/2009/247/30, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Л" (далее - ООО "Л", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) по отказу в формировании и утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Пятницкого г.Воронежа, 54-д площадью 358 кв. м, занятого сооружением недвижимости - тепловой сетью.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Л" путем совершения действий по формированию и утверждению схемы расположения земельного участка по адресу г. Воронеж, ул. П., д. 54д, занятого сооружением - тепловая сеть.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Л" является собственником тепловой сети, расположенной по адресу: г. Воронеж, от проспекта Революции, 29в до ТК-11 ул. П., длиной 180 м.п, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.200936-АВ N 102524.
Кроме того, ООО "Л" является собственником земельного участка площадью 2705,9 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, город Воронеж, проспект Революции, 29в, а также пользуется на основании договоров аренды от 25.12.2006 N 99-06/гз и N100-06/гз земельными участками площадью 1888 кв. м и 1155 кв. м, находящимися по адресам: г. Воронеж, проспект Революции, 29з и г. Воронеж, проспект Революции, 29ж соответственно.
Земельный участок по адресу: г. Воронеж, ул. П., 54-д, по которому проходит часть тепловой сети, принадлежащей Обществу, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и на кадастровый учет не поставлен.
ООО "Л" 22.05.2009 обратилось в Администрацию с заявлением, в котором просило сформировать и утвердить схему расположения земельного участка, занятого тепловой сетью, а также подготовить проект решения об утверждении схемы расположения указанного земельного участка для последующего его выкупа на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управлением главного архитектора Администрации 22.06.2009 Обществу было отказано в формировании земельного участка со ссылкой на то, что тепловая сеть не является сооружением, занимающим непосредственно земельный участок, что не препятствует использованию этого участка по другому назначению. При этом заявителю было предложено оформить правоотношения между собственником земельного участка и владельцем линейного объекта путем установления публичного сервитута на испрашиваемый земельный участок.
Не согласившись с отказом в формировании земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ), исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 данной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка в собственность в любом случае осуществляется после утверждения проекта границ органом местного самоуправления и изготовления кадастрового паспорта.
Организация работ по землеустройству в соответствии со статьей 48 Устава городского округа город Воронеж (утвержден постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-1) входит в сферу исполнительно-распорядительных полномочий администрации Городского округа город Воронеж.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 03.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" и Постановления Администрации Воронежской области от 16.12.2008 N 1092 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Воронежской области следует читать как "от 13.05.2008 г."
Учитывая изложенные требования закона и обстоятельства спора, полномочия по распоряжению земельным участком, испрашиваемым ООО "Л", возложены на Департамент.
Обращаясь в Администрацию с заявлением 22.05.2009, Общество просило лишь сформировать и утвердить схему расположения земельного участка, необходимого для использования части объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Л" на праве собственности.
Как следует из содержания письменного отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, отказ Администрации мотивирован невозможностью предоставления Обществу в собственность этого участка.
Вместе с тем, в полномочия Администрации не входит распоряжение испрашиваемым ООО "Л" земельным участком.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия совершены органом местного самоуправления с превышением полномочий.
Как следует из материалов дела, для получения схемы расположения земельного участка, занятого объектом недвижимости, ООО "Л" представило в Администрацию все необходимые документы.
Учитывая требования, предусмотренные пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для отказа Обществу в формировании и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не имелось.
При таких обстоятельствах спора, поскольку оспариваемые действия Администрации не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, арбитражный суд обоснованно признал данные действия незаконными.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А14-9081/2009/247/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 03.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" и Постановления Администрации Воронежской области от 16.12.2008 N 1092 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено.
...
Учитывая требования, предусмотренные пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для отказа Обществу в формировании и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 апреля 2010 г. по делу N А14-9081/2009/247/30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании