Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 мая 2010 г. по делу N А08-3430/2009-26
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 11318/10 настоящее постановление отменено
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 ноября 2010 г. N ВАС-11318/10 настоящее дело передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2010 г. по делу N А08-3430/2009-26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - К.А.С. - помощн. ген. дир. (дов. от 28.01.2010 N 15/252, пост.); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области - О.В.И. - представит. (дов. от 15.01.2010 N 1-4/79, пост.), М.С.В. - представитель (дов. от 28.12.2009 N 1-4/3048, пост.); от третьего лица: ОАО "К" - У.А.В. - начальник отд. (дов. от 11.01.2010 N 07, пост.), Т.Г.А. - гл. спец.-эксп. (дов. от 11.01.2010 N 09, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Б" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу N А08-3430/2009-26, установил:
Открытое акционерное общество "Б" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 21.04.2009 N 1290/3.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - открытого акционерного общества "К" (далее - ОАО "К").
Решением суда от 29.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2009 решение суда от 29.07.2009 было отменено.
Постановлением кассационной инстанции от 20.01.2010 постановление апелляционной инстанции от 30.10.2009 было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.03.2010 решение суда от 29.07.2009 было отменено и в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Приказом УФАС от 19.02.2007 N 45 Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
1 июля 2008 года между Обществом как гарантирующим поставщиком и ОАО "К" (потребитель) был заключен договор энергоснабжения N 52800028/46-12986. Срок действия договора установлен до 31.12.2008.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 указанного договора, гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию потребителю до границ балансовой принадлежности электросети в согласованных объемах, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а покупатель принять и оплатить ее в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Согласно пункту 7.1 договора энергоснабжения, стоимость электрической энергии складывается из следующих составляющих: по регулируемым ценам; по нерегулируемым ценам; оплата изменения договорного объема потребления электрической энергии; оплата реактивной мощности, превышающей установленное договором значение.
Расчет за электроэнергию, отпускаемую по регулируемым ценам, производится по тарифам, утвержденным Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.
Согласно п. 12.1 договора, он действует до 24 часов 31.12.2008 и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях или внесении изменений и дополнений в договор. В случае расторжения договора по инициативе потребителя производится полное ограничение режима потребления электрической энергии потребителя, при отказе потребителя от полного введения режима потребления электрической энергии договор считается продленным на следующий год или до заключения сторонами новой редакции договора.
5 декабря 2008 года ОАО "К" в адрес заявителя направлено письмо с просьбой о расторжении договора энергоснабжения N 52800028/46-12986 с 01.01.2009 и заключении с этого же числа с ним договора купли-продажи электрической энергии на 2009 год, в связи с намерением ОАО "К" заключить прямой договор оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО "М".
10 декабря 2009 года Обществом направлен ОАО "К" ответ о том, что заключить договор купли-продажи электрической энергии на 2009 год не представляется возможным в связи с не установлением комиссией по государственному регулированию цен и тарифов на территории Белгородской области по разделению конечного тарифа на электроэнергию для потребителей с выделением транспортной составляющей и тем обстоятельством, что действующим договором энергоснабжения предусмотрено изменение условий (отказ) от договора при обращении потребителя не менее чем за один месяц до окончания срока действия текущего договора и истечение этого срока для ОАО "К" 30.11.2009.
Решением УФАС от 21.04.2009 N 1290/2 действия Общества, занимающего доминирующее положение на рынке реализации (поставка) электрической энергии в границах Белгородской области, по экономически необоснованному отказу от заключения с ОАО "К" договора купли-продажи электрической энергии, признаны нарушением п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании решения N 1290/3 Управление выдало 21.04.2009 Обществу предписание N 101, согласно которому оно в срок до 22.07.2009 должно было прекратить нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ для чего подписать направленный ОАО "К" проект договора купли-продажи электрической энергии или направить протокол разногласий, о чем письменно уведомить антимонопольный орган до 29.07.2009.
Полагая, что указанные решение и предписание приняты с нарушением норм действующего законодательства, нарушением его прав и законных интересов, ООО "Б" обратилась за защитой в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае между Обществом и ОАО "К" действовал договор энергоснабжения от 01.07.2008, смена контрагента по договору не происходит, и поставщиком остается ОАО "Б" как единственный гарантирующий поставщик в границах зоны деятельности Белгородской области. Соглашение о расторжении договора энергоснабжения сторонами достигнуто не было, в судебном порядке договор не расторгнут.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
Статьей 38 Закона N 35-ФЗ определено, что договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.
Согласно п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, не допускается.
В соответствии с п. 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Иных оснований для отказа гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электроэнергии ни Закон об электроэнергетике, ни Правила функционирования розничных рынков электрической энергии не содержат.
Поскольку оснований, указанных в вышеприведенных нормах, для отказа в заключении с ОАО "К" договора купли-продажи электроэнергии у Общества как гарантирующего поставщика не имелось, то выводы антимонопольного органа, содержащиеся в оспариваемом решении и предписании от 21.04.2009, являются законными и обоснованными.
Кроме того, принимая постановление, суд апелляционной инстанции правомерно учел, что Обществом и ОАО "К" на основании мирового соглашения по делу N А08-1020/2009-19 заключен договор купли-продажи электрической энергии N 7220206/46-14077 сроком действия с 1 января 2009 года до 31 декабря 2009 года, который исполняется и в настоящее время.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу N А08-3430/2009-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Иных оснований для отказа гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электроэнергии ни Закон об электроэнергетике, ни Правила функционирования розничных рынков электрической энергии не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2010 г. по делу N А08-3430/2009-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 11318/10 настоящее постановление отменено