Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 мая 2010 г. по делу N А35-9384/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 г. по делу N А35-9384/2009, установил:
Открытое акционерное общество "К" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по г. Курску от 10.07.2009 г. N 15-11/75 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 5750579 руб. 06 коп., пени в сумме 297303 руб. 92 коп., применения штрафа в размере 383372 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 04.12.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ по г. Курску проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства ОАО "К", по результатам которой составлен акт от 11.06.2009 г. N 15-11/33 и принято решение от 10.07.2009 г. N 15-11/75 о доначислении налогов, пени и применении налоговых санкций.
Решением Управления ФНС РФ по Курской области апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись частично с решением инспекции, ОАО "К" обратилось с заявлением в суд.
Налоговый орган считает, что общество неправомерно не включило в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, поступившие из бюджета в 2006-2008 г.г. на основании заключенных договоров между ОАО "К", Комитетом социального обеспечения Курской области, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области в целях возмещения расходов, понесенных в связи с реализацией мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, утвержденным Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 г. N 77 "О порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области". При этом инспекция ссылается на п.п. 1 п. 1 ст. 146, п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, так как по ее мнению, данные денежные средства являются оплатой услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, имеющим льготы.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Пунктом 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2007 г. N 284-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
С 01.01.2006 г. Федеральным законом от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ пункт 2 статьи 154 НК РФ дополнен третьим абзацем, согласно которому суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 43 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 г. N 77 утвержден Порядок возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области, определяющий возмещение организациям расходов по предоставлению мер социальной поддержки на основе договора, заключаемого комитетом социального обеспечения Курской области с топливоснабжающей организацией, в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год.
Судами установлено и не опровергнуто налоговым органом, что в проверяемом периоде ОАО "К" осуществляло реализацию сжиженного газа категориям населения Курской области, для которых законодательством предусмотрена система мер социальной поддержки, данными покупателями оплачивался сжиженный газ по регулируемой цене с учетом имеющихся льгот.
Расходы, связанные с применением отдельными категориями населения льготных тарифов, определенных федеральным законодательством, компенсировались обществу из бюджета на основании договоров, заключенных между ОАО "К", Комитетом социального обеспечения Курской области и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области, предметом которых является возмещение заявителю в 2006-2008 г.г. расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги (сжиженный газ), в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 г. N 77 "О порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области".
В соответствии с условиями данных договоров расходы в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги (сжиженный газ) подлежали возмещению обществу Комитетом социального обеспечения Курской области по утвержденным тарифам без учета НДС в порядке, определенном договорами, в пределах бюджетных средств и лимита доведенного до предприятия Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Учитывая изложенное и исходя из фактических обстоятельств дела, суды сделали обоснованные выводы, что денежные средства, получаемые обществом из бюджета, предоставляются на покрытие убытков, возникших в результате оказания услуг населению по льготным ценам, в связи с чем заявитель не должен был включать указанные суммы в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, так как эти суммы не являются объектом налогообложения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку повторяют доводы инспекции, заявленные ею при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Доводы налогового органа о неправомерности взыскания с инспекции 2000 руб. госпошлины не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Ссылка инспекции на п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ), согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются госорганы, выступающие в качестве истцов или ответчиков, несостоятельна, так как в данном случае суд, взыскивая с инспекции уплаченную обществом в бюджет государственную пошлину, возложил на налоговый орган обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных средств, равных понесенным им судебным расходам.
При этом законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 г. по делу N А35-9384/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расходы, связанные с применением отдельными категориями населения льготных тарифов, определенных федеральным законодательством, компенсировались обществу из бюджета на основании договоров, заключенных между ОАО "К", Комитетом социального обеспечения Курской области и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области, предметом которых является возмещение заявителю в 2006-2008 г.г. расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги (сжиженный газ), в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 г. N 77 "О порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области".
...
Ссылка инспекции на п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ), согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются госорганы, выступающие в качестве истцов или ответчиков, несостоятельна, так как в данном случае суд, взыскивая с инспекции уплаченную обществом в бюджет государственную пошлину, возложил на налоговый орган обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных средств, равных понесенным им судебным расходам."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 мая 2010 г. по делу N А35-9384/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании