Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 мая 2010 г. по делу N А48-1/2010
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2010 г. N ВАС-9127/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - К.А.А. - представитель (дов. от 29.12.2009, пост.); от Администрации города Орла - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от третьего лица: Орловского городского Совета народных депутатов - Т.А.С. - начальник управления тарифной политики (дов. от 24.02.2010 N 91-д, пост.), С.Е.А. - главный спец. отдела правового управления (дов. от 19.02.2010 N 83-д, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.03.2010 по делу N А48-1/2010, установил:
Открытое акционерное общество "П" (далее - ОАО "П", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Администрации города Орла (далее - Администрация) от 19.11.2009 N 3675 "об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые открытым акционерным обществом "П", как несоответствующего статьям 1, 2, 3, 8, 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (уточненное требование).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Орловский городской Совет народных депутатов (далее - Совет).
Решением суда от 11.03.2010 заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Администрации, Общества, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, пунктом 1 постановления Администрации от 19.11.2009 N 3675 установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО "П" согласно приложению, а именно: на водоснабжение - 22,67 руб. за 1 куб.м, на водоотведение - 13,79 руб. за 1 куб. м.
Указанные тарифы вступили в силу через 1 месяц с даты опубликования и действуют до очередного пересмотра, который состоится не ранее 1 января 2011 г. (п. 2 постановления).
Названное постановление было опубликовано в официальном печатном издании Администрации - газете "Город Орел" от 20.11.09 г. N 45(261).
Посчитав постановление от 19.11.2009 N 3675 незаконным, нарушающим его права, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Общество не является организацией коммунального комплекса, понятие которого дано в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Между тем суд не учел следующего.
В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции закона, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают, в том числе, полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).
Статьей 4 Положения о регулировании органами местного самоуправления города Орла цен, тарифов и надбавок к ценам (тарифам) на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и муниципальных предприятий, учреждений, принятого решением Городского Совета от 26.10.2006 N 8/132-ГС, предусмотрены полномочия Администрации по осуществлению расчета цен (тарифов) для потребителей на товары (услуги) регулируемых организаций.
Пунктом 1 ст. 1 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что названный Закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Понятие организации коммунального комплекса содержится в п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Система коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (п. 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 1 Закона N 210-ФЗ установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В собственности заявителя имеются две артезианские скважины N 75613, N75614 глубиной 95 м, расположенные по адресу: г. Орел, ул. Л., д. 19.
Исходя их технического описания приобретенных заявителем на основании договора купли-продажи имущества от 01.02.2006 N 3 сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения, а также пояснительных записок ОАО "П", направленных Администрации, видно, что заявитель использует в процессе эксплуатации скважин необходимое для этих целей техническое оборудование и сети.
Судом установлено, что потребителями услуг ОАО "П" являются юридические лица, расположенные по адресу: г. Орел, ул. Л., 19: потребители воды - 40 юридических лиц, канализации - 39 юридических лиц.
Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 утверждены правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (сокращенное наименование ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Отношения между абонентами и организациями ВКХ в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации возникают из публичного договора.
В статье 426 Гражданского кодекса РФ Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Гражданское законодательство допускает издание Правительством РФ Правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров по пользованию системами коммунального водоснабжения и канализации (п. 4 ст. 426, п. 2 ст. 548 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 3 Гражданского кодекса РФ Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов Президента РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
Пунктом 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Поскольку ОАО "П" с момента приобретения и начала эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения осуществляет и продолжает осуществлять отпуск собственной воды и прием сточных вод от третьих лиц, оно является организацией водопроводно-канализационного хозяйства в силу критериев, определенных пунктом 1 Правил.
Пункт 11 Правил, предусматривающий, что договорные отношения между организациями ВКХ и абонентами регулируются по правилам о договоре энергоснабжения, соответствует требованиям ст.ст. 539-548 Гражданского кодекса РФ, устанавливающим положение о применении правил об энергоснабжении к иным договорам и отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами (п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ).
Отношения между организациями ВКХ и юридическими лицами возникают на основании публичного договора на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных (пункт 11 Правил, ст. 426 Гражданского кодекса РФ). Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Правительством РФ, относятся к тем случаям, когда содержание условий публичного договора определено постановлением Правительства РФ в пределах ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, оказание Обществом, являющимся юридическим лицом, услуг на основании заключенных им договоров с третьими лицами и в пределах муниципального образования - г. Орел, свидетельствует, что ОАО "П" обладает всеми необходимыми и достаточными признаками для отнесения его к организациям коммунального комплекса, а поэтому установление тарифов в отношении оказываемых им услуг является законным и обоснованным.
В связи с изложенным решение суда от 11.03.2010 об удовлетворении требования заявителя подлежит отмене.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289, ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 11.03.2010 по делу NА48-1/2010 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "П" в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1 постановления Администрации города Орла от 19.11.2009 N 3675 "об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые открытым акционерным обществом "П" как соответствующего статьям 1, 2, 3, 8, 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Взыскать с открытого акционерного общества "П" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ОАО "П" с момента приобретения и начала эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения осуществляет и продолжает осуществлять отпуск собственной воды и прием сточных вод от третьих лиц, оно является организацией водопроводно-канализационного хозяйства в силу критериев, определенных пунктом 1 Правил.
Пункт 11 Правил, предусматривающий, что договорные отношения между организациями ВКХ и абонентами регулируются по правилам о договоре энергоснабжения, соответствует требованиям ст.ст. 539-548 Гражданского кодекса РФ, устанавливающим положение о применении правил об энергоснабжении к иным договорам и отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами (п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ).
Отношения между организациями ВКХ и юридическими лицами возникают на основании публичного договора на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных (пункт 11 Правил, ст. 426 Гражданского кодекса РФ). Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Правительством РФ, относятся к тем случаям, когда содержание условий публичного договора определено постановлением Правительства РФ в пределах ст. 421 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 мая 2010 г. по делу N А48-1/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании