Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 мая 2010 г. по делу N А48-4879/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 2010 г. N ВАС-10928/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - К.И.А. - специалиста 1 разряда юрид.отдела (дов. от 24.06.2009 N 04-30/18534 пост.), от третьего лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А48-4879/2009, установил:
Внешний управляющий закрытого акционерного общества "О" Ч.В.М. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла от 15.09.2009 NN 2233, 2228 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2009 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла от 15.09.2009 N 2233 и N 2228 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке".
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2008 по делу N А48-5021/08-206 в отношении ЗАО "О" введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 24.06.2009 в отношении общества введена процедура внешнего управления сроком до 24.06.2010, внешним управляющим должника утвержден Ч.В.М.
Инспекцией в отношении общества выставлены требования от 24.08.2009 N 10017 об уплате в срок до 14.09.2009 налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года в сумме 3 048 685 руб., пени по НДС в размере 98 468 руб. 32 коп. и N 10018 об уплате в срок до 14.09.2009 налогов в общей сумме 5 689 689 руб. 70 коп., пени в общей сумме 114 936 руб. 69 коп.
В связи с неисполнением указанных требований в установленный срок инспекцией вынесены решения о взыскании налогов и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 15.09.2009 N 2090 на сумму 3079 726 руб. 79 коп., N 2091 на сумму 5 757 709 руб. 39 коп., на основании которых в филиал ОАО "В" в г. Орле направлены инкассовые поручения от 15.09.2009 NN 4651 - 4659.
Для обеспечения исполнения решений от 15.09.2009 N 2090, N 2091 инспекцией приняты решения от 15.09.2009 N 2228, N 2233 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Не согласившись с указанными решениями, внешний управляющий общества обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 76 Кодекса предусмотрено, что приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Согласно статье 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Как установлено судами, спорные решения инспекции о приостановлении операций по счетам приняты после введения в отношении общества процедуры банкротства - внешнего управления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
К налогоплательщикам, в отношении которых арбитражным судом введена процедура банкротства, нормы Кодекса, регулирующие порядок взыскания налогов, пеней и штрафов, а также принятия мер, направленных на обеспечение исполнения решения о взыскании налогов, к которым относится приостановление операций по счетам в банке (пункт 1 статьи 72, пункт 1 статьи 76 Кодекса), подлежат применению с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Указанный Закон не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно пункту 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные средства относятся к движимому имуществу, поэтому в силу пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты введения внешнего управления, несмотря на наличие текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве, налоговый орган не вправе принимать решения, ограничивающие право должника распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае меры налогового органа, направленные на обеспечение исполнения решения о взыскании налога и пеней, к которым относится приостановление операций по счетам в банке, должны быть применены с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и правомерно признали недействительными решения инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла от 15.09.2009 NN 2233, 2228 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке".
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А48-4879/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные средства относятся к движимому имуществу, поэтому в силу пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты введения внешнего управления, несмотря на наличие текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве, налоговый орган не вправе принимать решения, ограничивающие право должника распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае меры налогового органа, направленные на обеспечение исполнения решения о взыскании налога и пеней, к которым относится приостановление операций по счетам в банке, должны быть применены с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и правомерно признали недействительными решения инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла от 15.09.2009 NN 2233, 2228 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2010 г. по делу N А48-4879/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании