Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 июня 2010 г. по делу N А62-8702/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Государственного учреждения - Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации - М.В.Е. - начальника отдела правового обеспечения регионального отделения (доверенность от 26.03.2010 N 33, постоянная), М.Е.Г. - начальника контрольно-ревизионного отдела филиала N 1 г. Смоленск регионального отделения (доверенность от 18.01.2010 N 8, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ф" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2010 по делу N А62-8702/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ф" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного учреждения Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд), выразившееся в не возмещении пособия по беременности и родам в сумме 94452,01 руб., и с требованием обязать Фонд возместить указанное пособие.
Решением суда от 25.01.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит решение отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушена нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.04.2009 г. Общество обратилось в филиал N 1 ГУ - Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с просьбой возместить ему расходы на выплату пособия по беременности и родам согласно расчетной ведомости в сумме 114286, 20 руб.
По результатам проведенной 25.05.2009 камеральной проверки Общества по выделению средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отраженной в акте N 70, Фонд предложил Обществу возместить расходы в сумме 19834,19 руб.
Обществом на акт камеральной проверки поданы возражения, при рассмотрении которых Филиал N 1 Государственного учреждения - Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ принял решение об обоснованности возмещения средств на осуществление расходов по выплате пособия по беременности и родам в сумме 19834,19 руб.
Основанием для отказа заявителю в возмещении названных расходов в сумме 94452, 01 руб. послужил тот факт, что работник Общества Т.В.В. по совместительству на момент ухода в декретный отпуск имела страховой стаж для исчисления пособия по беременности и родам в ООО "Ф" 1 месяц и 22 календарных дня, вследствие чего пособие по беременности и родам должно было быть рассчитано и выплачено ей в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Считая бездействие Фонда в не возмещении Обществу пособия по беременности и родам в сумме 94452,01 руб. незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (редакция от 09.02.2009, далее - Закона N 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и иными федеральными законами.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"; иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Учитывая положения указанных норм права, принимая во внимание, что Обществом производились в Фонд отчисления от несчастных случаев за январь, февраль 2009 года, в том числе за работника Т.В.В., суд обоснованно указал, что поскольку последняя являлась застрахованным лицом, следовательно, обладала правом на пособие по беременности и родам.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (редакция от 05.03.2004, далее Закон N 165-ФЗ) страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо в порядке п. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 N 91, (далее - Правила) в страховой стаж включаются: периоды работы по трудовому договору; периоды государственной гражданской и муниципальной службы; периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 8 Правил определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 9 Правил).
Из материалов дела следует, что 11.01.2009 Обществом заключен трудовой договор N 1 с Т.В.В., по условиям которого она принята на работу на должность юрисконсульта на неполный рабочий день с окладом 20000 руб. Работа по данному договору не является ее основным местом работы.
Согласно трудовой книжке Т.В.В. основным местом ее работы является Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "А", в котором она занимает должность директора в соответствии с приказом от 22.07.2003 N 04-к.
В связи с отпуском по беременности и родам Т.В.В. 6 марта 2009 года предоставила листок нетрудоспособности, по которому ей Обществом рассчитано и выплачено пособие по беременности и родам в сумме 114286, 20 руб. из расчета среднедневного заработка 816, 33 руб.
Принимая во внимание, что для определения размера пособия по беременности и родам, рассчитанного и выплаченного Обществом, страховой стаж Т.В.В., осуществляющей у заявителя работу юрисконсульта, подтвержден письменным трудовым договором от 11.01.2009, суд обоснованно указал, что на момент ухода ее в декретный отпуск - 06.03.2009 страховой стаж для исчисления пособия по беременности и родам составлял один месяц двадцать два календарных дня.
Доводы заявителя о том, что в страховой стаж включается весь период, в том числе предыдущей работы у других работодателей, суд обоснованно признал несостоятельным, руководствуясь следующим.
Согласно ст. 3 Закона N 165-ФЗ страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.
В силу п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, редакция от 15.06.2007, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам.
В пункте 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
С учетом изложенного, оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, принимая во внимание, что с 01.01.2009 Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда на 2009 в сумме 4330 руб., суд пришел к правильному выводу о правомерности действий Фонда, выразившихся в не возмещении пособия по беременности и родам в сумме 94452,01 руб.
Изложенные заявителем кассационной жалобы доводы отклоняются, так как основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Выводы арбитражного суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и, в силу прямого указания ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ, не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2010 по делу N А62-8702/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
С учетом изложенного, оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, принимая во внимание, что с 01.01.2009 Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда на 2009 в сумме 4330 руб., суд пришел к правильному выводу о правомерности действий Фонда, выразившихся в не возмещении пособия по беременности и родам в сумме 94452,01 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2010 г. по делу N А62-8702/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании