Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 мая 2010 г. N Ф10-1850/10 по делу N А14-13551/2009/433/2
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 апреля 2011 г. N Ф10-1850/10 по делу N А14-13551/2009/433/2
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "Т" - К.Е.И. - представитель (доверенность N 36-02/425895 от 11.01.2010 г.); от ответчика: Муниципальное образование - не явились, надлежаще извещены, городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж от третьего лица: ООО "У" не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А14-13551/2009/433/2, установил:
Открытое акционерное общество "Т" (далее - ОАО "Т") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления
администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж) о взыскании 2009055 руб. 75 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную в августе-октябре 2008 года тепловую энергию (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2009 заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что при расчете суммы задолженности подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, а не тариф, установленный администрацией городского округа город Воронеж.
По мнению заявителя, объем отпущенной тепловой энергии неправомерно определен истцом на основании расчетно-балансового метода; обращает внимание на то, что спорный объем должен определяться в соответствии с Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Представитель истца отклонила доводы кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истца, суд кассационной инстанции считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Т" (энергоснабжающая организация) и ООО "У" (абонент) заключен договор N 6993 от 01.09.2007 г. на отпуск тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать до границы балансовой принадлежности через присоединительную сеть тепловую энергию в горячей воде, теплоноситель для нужд отопления в количестве согласно Приложению N 1 к настоящему договору, а абонент - принимать и своевременно оплачивать полученную тепловую энергию, а также обеспечивать соблюдение предусмотренного договором режима потребления тепловой энергии, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, (п.п. 1.1., 1.2 договора).
Согласно п. 3.4.1 договора абонент оплачивает стоимость полученной тепловой энергии за счет платежей населения не позднее 20 числа следующего за расчетным месяцем через МУП "М" на основании тарифов, утвержденных Постановлением городского округа г. Воронеж "О плате граждан за услуги отоплению и горячему водоснабжению", при этом возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП "М".
Во исполнение условий договора ОАО "Т" поставило абоненту тепловую энергию на общую сумму 6352633 руб. 52 коп.
Счета-фактуры на оплату ОАО "Т" выставляло по тарифам, утвержденным решениями Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области на 2008 год N 30/1 от 15.11.2007 г. и N 31/9 от 21.11.2007 г.
Разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области, и суммой, начисленной МУП "М" к оплате населению ООО "У", по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г., составила в спорный период 2009055 руб. 75 коп. и является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению муниципальным образованием.
Ссылаясь на то, что муниципальным образованием городской округ г. Воронеж не была возмещена межтарифная разница, ОАО "Т" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной пришли к выводу о том, что обязанным лицом по оплате суммы межтарифной разницы и выпадающих доходов является муниципальное образование. При этом суды исходили из обоснованности расчета межтарифной разницы.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и противоречащими положениям действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора истец обозначил требование о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за спорный период. При этом данный предмет спора вытекает из обязательств управляющей компании (населения) по оплате оказанных коммунальных услуг и неразрывно связан с объемом поставленной тепловой энергии.
Из материалов дела видно, что расчет количества тепловой энергии произведен истцом расчетно-балансовым методом согласно Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 г. N 105 и с применением соответствующего тарифа.
Признавая данный расчет правомерным, арбитражный суд не учел следующее.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
Указанное положение конкретизируется требованиями названных Правил, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).
Согласно п.п. "а" п. 19 названных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с п.п. 1 п. 1 Приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергией на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом "б" п. 19 Правил и п.п. 4 п. 1 Приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с п.п. 3 п. 1 Приложения N 2 к Правилам N 307.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Следовательно, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Как усматривается из материалов дела и следует из объяснений представителя истца, данных в ходе рассмотрения кассационной жалобы, количество тепловой энергии, поставленной ООО "У", рассчитано ОАО "Т" в соответствии с условиями договора N 6993 от 01.09.2007 балансовым методом с применением Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, и с применением соответствующего тарифа.
В этой связи суду при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку условию договора о порядке определения количества подлежащей оплате тепловой энергии требованиям действующего законодательства и доводу ответчика о неправомерном применении к спорным правоотношениям Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105.
Нельзя признать достаточно обоснованным и отвод судом апелляционной инстанцией представленной ответчиком в материалы дела копии расчета фактической суммы средств на возмещение межтарифной разницы по состоянию на 01.01.2009 ООО "У" только лишь в связи с отсутствием ссылки на соответствующую Методику.
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.
При этом для взыскания убытков истец должен доказать факт их возникновения, нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между убытками и ненадлежащим исполнением своих обязательств ответчиком, размер убытков.
С учетом вышеназванных правовых норм суду при новом рассмотрении дела следует предложить истцу представить соответствующий расчет объема тепловой энергии, согласно которому определялась сумма убытков.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А14-13551/2009/433/2 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела и следует из объяснений представителя истца, данных в ходе рассмотрения кассационной жалобы, количество тепловой энергии, поставленной ООО "У", рассчитано ОАО "Т" в соответствии с условиями договора N 6993 от 01.09.2007 балансовым методом с применением Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, и с применением соответствующего тарифа.
В этой связи суду при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку условию договора о порядке определения количества подлежащей оплате тепловой энергии требованиям действующего законодательства и доводу ответчика о неправомерном применении к спорным правоотношениям Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105.
...
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2010 г. N Ф10-1850/10 по делу N А14-13551/2009/433/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании