Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 августа 2010 г. по делу N А14-10281/2009/299/10
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N ВАС-16753/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Ф.Н.Л. - представителя (доверенность от 07.09.2009 N 08-юр, постоянная), от Администрации г. Воронежа - К.Д.Н. - предпринимателя (паспорт), 3-их лиц: индивидуального предпринимателя К.Д.Н. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ООО "П" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Управления главного архитектора администрации Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "В" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А14-10281/2009/299/10, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным разрешения на строительство от 06.03.2008 N RU-36302000-23, выданного Департаментом имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж (далее - Департамент).
Решением суда от 02.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Воронежа индивидуальному предпринимателю К.Д.Н. (далее - Предприниматель) выдан ордер от 16.10.2000 N 711к на установку передвижной автомобильной газозаправочной станции (далее - АГЗС) по ул. Г. (район Юго-Западного кладбища).
Постановлением главы администрации Советского района города Воронежа от 22.02.2001 N 298 для установки передвижной АГЗС Предпринимателю предоставлен земельный участок, площадью 300 кв. м, по указанному адресу, сроком до 16.10.2001.
18 октября 2001 года К.Д.Н. получен ордер N 866к на установку АГЗС моноблочного типа по ул. Г.
23 ноября 2001 года АГЗС присвоен адрес: г. Воронеж, Советский район, ул. 9 Января, 253 (справка КГА администрации г. Воронежа от 28.01.2002 N 95/ПЗ).
Постановлением главы администрации Советского района г. Воронежа от 23.11.2001 N 2091 о продлении срока действия постановления от 22.02.2001 N 298 предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок площадью 300 кв. м до 18.10.2004.
По договору аренды от 23.12.2001 N 692 земельный участок с кадастровым номером 36:34:05 05 001:0017, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 9. Января, 253, предоставлен К.Д.Н. в аренду сроком до 18.10.2004 для размещения АГЗС.
В апреле 2002 года законченный строительством объект системы газоснабжения - ПАГЗС по ул. 9 Января, 253, принят в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим актом комиссии.
В августе 2004 года Предпринимателем получено положительное заключение комитета главного архитектора г. Воронежа к акту выбора земельного участка под АГЗС.
На основании заявления К.Д.Н. 08.12.2006 Департаментом градостроительства и земельных отношений утвержден акт выбора сформированного муниципальным предприятием г. Воронежа "Управление главного архитектора" в соответствии со СНиП 2.07.01-89* и ранее разработанной на данную территорию градостроительной документацией, земельного участка под проектирование и строительство АГЗС по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января (участок 253). Ориентировочная площадь земельного участка - 300 кв. м.
Постановлением главы городского округа город Воронеж от 23.05.2007 N 709 на основании заявления индивидуального предпринимателя К.Д.Н. утвержден проект границ земельного участка для проектирования и строительства АГЗС по указанному адресу.
Согласно письму главного управления государственного имущества Воронежской области от 28.06.2007 N 17-1789з договор аренды земельного участка от 23.12.2001 N 692 с К.Д.Н. возобновлен на условиях договора на неопределенный срок.
31 октября 2007 года предпринимателем получен паспорт на участок строительства АГЗС по ул. 9 Января, 253, г. Воронеж, в содержание которого входят: постановления главы городского округа город Воронеж N 709 от 23.05.2007, N 17-1789з от 28.06.2007, акт выбора земельного участка, акт об отводе земельного участка в натуре, плановое задание на проектирование, архитектурно-планировочное задание, заключение Роспотребнадзора, технические условия и ситуационный план земельного участка.
На спорный земельный участок на основании заявления индивидуального предпринимателя К.Д.Н. подготовлено землеустроительное дело.
Для строительства АГЗС на предоставленном К.Д.Н. земельном участке последнему выдано разрешение от 06.03.2008 N RU-36302000-23 со сроком действия - до 06.12.2008.
30 августа 2008 года Предприниматель зарегистрировал в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на объект незавершенного строительства, степень готовности которого 45%, площадь застройки 29 кв. м, по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 253, Литер 1А, 2А, I, II, и заключил с ООО "П" договор купли-продажи незавершенного строительством объекта от 07.10.2008.
25 марта 2009 года между Департаментом и ООО "П" заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет.
В то же время, на основании решения Межведомственной Комиссии администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (протокол от 08.09.2005 N 16) ООО "В" выдан ордер от 20.09.2006 N 113-п на установку ГАЗС по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Я. 253, со сроком действия - до 20.09.2011.
Полагая, что разрешение на строительство от 06.03.2008 N RU-36302000-23 выдано индивидуальному предпринимателю К.Д.Н. незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Частью 7 статьи 51 Кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Указанной нормой также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В силу части 10 статьи 51 Кодекса не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7, 9 данной статьи документов. В случае отсутствия этих документов уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 11 статьи 51 Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 13 ст. 51 Кодекса).
На территории города Воронеж таким уполномоченным органом является Департамент (пункт 26 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-1, статья 45 Устава городского округа город Воронеж; пункт 2.1.8 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений, утвержденного распоряжением главы городского округа город Воронеж от 19.09.2006 N 529-р).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, к заявлению о выдаче разрешения на строительство АГЗС предпринимателем К.Д.Н. были приложены все необходимые для получения разрешения на строительство документы, в том числе, заключение по экспертизе промышленной безопасности проектной документации опасного производственного объекта от 04.03.2008 N 201-01/2008, правоустанавливающие документы на земельный участок.
Оснований для переоценки указанных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, правовых оснований для отказа Предпринимателю в выдаче спорного разрешения на строительство у Департамента не имелось.
Из материалов дела следует, что правоустанавливающие документы на спорный земельный участок площадью 300 кв.м. у ООО "В" отсутствуют.
Представленная копия договора субаренды указанного земельного участка судом обоснованно не принята в качестве доказательства факта владения и пользования Обществом этим земельным участком на законных основаниях, так как подлинный текст этого соглашения отсутствует. Кроме того, копия указанного договора заверена самим заявителем, полномочия лица, подписавшего это соглашение от имени ООО "В", не подтверждены.
Наличие у Общества ордера от 20.09.2006 N 113-п на установку временного сооружения, архитектурно-планировочного здания на АГЗС, санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие проектной документации на земельный участок для строительства АГЗС санитарно-эпидемиологическим нормам, технических условий АГЗС N 1-3/162, N ТО-5/1662, N 02-4/155, не порождает у последнего каких-либо прав на этот земельный участок.
В установленном законом порядке решение о предоставлении ООО "В" названного земельного участка уполномоченным органом не принималось.
Кроме того, на момент выдачи ордера от 20.09.2006 N 113-п на установку временного сооружения земельный участок на основании постановления администрации от 23.11.2001 N 2091 находился в аренде у предпринимателя К.Д.Н.
Указанный ненормативный акт не отменен и не признан недействительным.
При таких обстоятельствах выдача предпринимателю К.Д.Н. разрешения на строительство АГЗС от 06.03.2008 N RU-36302000-23 на земельном участке по улице 9 января, 253, г. Воронеж, не связана с нарушением прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в силу ст. 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А14-10281/2009/299/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 11 статьи 51 Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 13 ст. 51 Кодекса).
На территории города Воронеж таким уполномоченным органом является Департамент (пункт 26 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-1, статья 45 Устава городского округа город Воронеж; пункт 2.1.8 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений, утвержденного распоряжением главы городского округа город Воронеж от 19.09.2006 N 529-р)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 августа 2010 г. по делу N А14-10281/2009/299/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании