Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 июня 2010 г. по делу N А48-5790/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Федерального казначейства по Орловской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Отрытого акционерного общества "Национальный банк "Т" на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.01.10 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу N 48-5790/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Национальный банк "Т" (далее - ОАО "Национальный банк "Т", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области, Управление) о признании незаконным действия по возврату исполнительного листа АС N 000435476, выданного 27.10.2009 Арбитражным судом Орловской области (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.01.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.03.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты по делу как принятые в нарушение норм материального права и без учета сложившейся юридической практики.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением от 22.06.2009 по делу N 48-1759/2009 Арбитражный суд Орловской области обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Орла возвратить ОАО "Национальный банк "Т" излишне уплаченный налог на прибыль из бюджета субъекта Российской Федерации в сумме 2 547 513 рублей 40 копеек.
На основании указанного решения 27.10.2009 был выдан исполнительный лист АС N 000435476, который взыскатель направил в Управление федерального казначейства по Орловской области.
Уведомлением от 10.11.2009 N 812 УФК по Орловской области исполнительный документ вернуло со ссылкой на пункт 20 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределениями между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
Не согласившись с действиями УФК по Орловской области по возврату исполнительного листа, ОАО "Национальный банк "Т" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из правомерности действий Управления, указав, что исполнение решения суда от 22.06.02009 может быть осуществлено Управлением только после получения соответствующего распоряжения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Орла, ввиду наличия, в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ, у последней прав на принятие решений о возврате излишне уплаченного или излишне взысканного налога.
Указанный вывод является ошибочным.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.
Таким образом, данные положения действующего законодательства, регулирующие порядок исполнения судебных решений по подобным требованиям, не содержат каких-либо исключений для случаев возврата гражданам и организациям излишне уплаченных налогов.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 2 названой статьи Кодекса определено, что к исполнительному документу направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. К заявлению, подписанному представителем взыскателя, прикладывается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Учитывая изложенное, суды неправомерно отклонили доводы ОАО "Национальный банк "Т" о безосновательном возвращении Управлением исполнительных документов суда.
Статьи 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые ссылается суд в обоснование судебных актов, в данном случае не применимы, поскольку они определяют административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика, а не регулируют правоотношения, возникшие на стадии исполнения судебных актов.
При рассмотрении подобных требований размер налога, пеней и санкций, излишне уплаченных налогоплательщиком и подлежащих возврату, определяется судом с учетом данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, предоставляемых налоговым органом.
В связи с тем, что заявленные требования ОАО "Национальный банк "Т" удовлетворены, судебные расходы в виде уплаченной на всех стадиях производства по делу государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит отнести на Управления Федерального казначейства по Орловской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, п. 2 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.01.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного суда от 23.03.2010 по делу N А48-5790/2009 отменить.
Признать незаконным как несоответствующее ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ действие Управления Федерального казначейства по Орловской области по возврату Отрытому акционерному обществу "Национальный банк "Т" исполнительного листа АС N 000435476, выданного 27.10.2009 Арбитражным судом Орловской области по делу N А48-1759/2009.
Обязать Управление Федерального казначейства по Орловской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Национальный банк "Т" и принять исполнительный лист АСN 000435476, выданный 27.10.2010 Арбитражным судом Орловской области по делу N А48-1759/2009, к производству.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Орловской области, расположенного по адресу; 302030, г. Орел, ул. М., 38, в пользу ОАО "Национальный банк "Т" судебные расходы в виде 6000 рублей государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб, уплаченной платежными поручениями N 1 от 12.11.09, N 474 от 09.02.2010, N 622 от 18.05.2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 2 названой статьи Кодекса определено, что к исполнительному документу направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. К заявлению, подписанному представителем взыскателя, прикладывается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
...
Статьи 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые ссылается суд в обоснование судебных актов, в данном случае не применимы, поскольку они определяют административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика, а не регулируют правоотношения, возникшие на стадии исполнения судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июня 2010 г. по делу N А48-5790/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании