Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 сентября 2010 г. по делу N А09-13159/2008
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 сентября 2009 г. N А09-13159/2008 (Ф10-3734/09)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истцы: от Администрации Карачевского района - Ш.С.В. - руководитель аппарата (дов. от 07.12.2009 б/н); Р.Е.В. - ведущий специалист (дов. от 16.11.2009 б/н); ответчик: от Закрытого акционерного общества "Б" - Н.С.В. - ведущий юрисконсульт (дов. от 25.07.2008 N 01/10); Третье лицо: от Администрации Брянской области - К.А.Г. - представитель (дов. от 25.12.2009 N 1-7361);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Б" на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 по делу N А09-13159/2008, установил:
Администрация Карачевского района Брянской области, Брянская обл., г. Карачев (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Брянской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Б" (далее - Общество) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 1 324 330,56 руб. (уточненные требования).
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2009, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009, иск удовлетворен. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 1 324 330,56 руб. задолженности по арендной плате.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.09.2009 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2010 требования истца удовлетворены полностью.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска полностью.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, Федеральный арбитражный суд центрального округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в виду следующего.
Как установлено судом и явствует из материалов дела 17 ноября 2003 года между Администрацией Карачевского района Брянской области (арендодателем) и ЗАО "Б" (арендатором) заключен договор N 43, согласно которого арендодатель обязался передать арендатору земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 32:10:45:17:01:0001 площадью 7290 кв. м, находящийся по адресу: Брянская обл., Карачевский р-н, д. Масловка, ул. П., 107а, для использования в производственной деятельности (автозаправочной станции, здания сервисного обслуживания) на срок с 12.11.2003 по 11.11.2052. Арендная плата за пользование земельным участком установлена сторонами в размере 56716 руб. в год, которую необходимо вносить равными долями поквартально.
4 декабря 2003 года Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Брянской области произвело государственную регистрацию данного договора за N 32-1/10-4/2003-411.
В 2004-2005 годах между арендатором и арендодателем подписывались дополнительные соглашения к договору аренды об изменении ставки арендной платы. Направленные арендатору аналогичные дополнительные соглашения об увеличении платы в 2007-2008 годах последний не подписал. В течение данного периода времени ЗАО "Б" вносило Администрации Карачевского района Брянской области арендные платежи в размере, согласованном в 2006 году.
Посчитав, что в период с 01.01.2007 по 01.04.2009 ответчик не оплатил в полном объеме стоимость пользования землей, в связи с чем за последним образовалась задолженность в размере 1 324 330,56 руб., Администрация Карачевского района Брянской области обратилась с настоящим требованием в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Частью 1 статьи 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду п. 10 ст. 3 Федерального закона
Постановлением администрации Брянской области от 07.12.07 N 973 утвержден Порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).
Решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2006 N 347 установлен размер платы за находящуюся в государственной и муниципальной собственности землю на территории Карачевского района в 2007 году.
Согласно данному нормативному акту (подп. 2.3., п. 2) за аренду земельных участков, занятых АЗС, была установлена плата, исходя из тройной кадастровой стоимости земельного участка, по ставке 1,5% с применением коэффициента 10.
Согласно положений указанного Порядка, размер арендной платы за использование земельных участков устанавливается органами местного самоуправления или органами государственной власти.
Учитывая, что общие принципы определения арендной платы Правительством РФ, на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений разработаны не были, суд считает, что принятая органом местного самоуправления методика определения расчета арендной платы при отсутствии иного нормативного документа об установлении размера арендной платы, принятого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, который наделен соответствующими полномочиями (субъект РФ), может быть применена при расчете арендной платы.
По указанным основаниям отклоняется довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Администрации полномочий для определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком.
Материалами дела, а именно справкой территориального (межрайонного) отдела по Дятьковскому, Карачевскому и Навлинскому районам Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области, подтверждено, что в спорный период кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 224 руб. за кв. м.
В этой связи как правильно установлено судом, величина годовой арендной платы, исчисленная исходя из площади арендуемого земельного участка, его целевого назначения и кадастровой стоимости с 01.01.2007 составила 734832 руб.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
С учетом изложенного, поскольку ответчиком не представлено доказательств внесения арендных платежей в спорный период в полном объеме, требование истца правомерно удовлетворено судом.
Ссылка Общества на положения абз. 2, 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции Законом N 212-ФЗ) в части установления годового размера арендной платы не выше 2% кадастровой стоимости земельного участка несостоятельна.
Согласно указанным выше нормам юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в срок до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается, в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Исходя из совокупного толкования приведенных норм, право на исчисление арендной платы в указанном размере возникает лишь у лиц, обладавших правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и переоформляющих указанное право на право аренды или собственности.
В рассматриваемом случае ответчик к указанному кругу лиц не относится.
Кроме того, судом кассационной инстанции не может быть принята ссылка Общества на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 сделан вывод, что внесенные Законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Как установлено судами и не опровергнуто Обществом, оно не является арендатором земельных участков, на которых расположены указанные линейные объекты.
Исходя из изложенного, правовая позиция, сформулированная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, не распространяется на спорные по настоящему делу правоотношения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 по делу N А09-13159/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Б" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае ответчик к указанному кругу лиц не относится.
Кроме того, судом кассационной инстанции не может быть принята ссылка Общества на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 сделан вывод, что внесенные Законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Как установлено судами и не опровергнуто Обществом, оно не является арендатором земельных участков, на которых расположены указанные линейные объекты.
Исходя из изложенного, правовая позиция, сформулированная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, не распространяется на спорные по настоящему делу правоотношения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А09-13159/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании