Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 сентября 2010 г. по делу N А68-12119/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца представитель не явился, извещен надлежаще; от ответчиков представители не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А68-12119/09, установил:
Администрация муниципального образования город Новомосковск, г. Новомосковск Тульской области, обратилась в Арбитражный суд Тульской области с иском к открытому акционерному обществу "Р" (далее - ОАО "Р") в лице филиала ОАО "Р" Московская железная дорога Тульское отделение, г. Тула, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, г. Тула, о признании права муниципальной собственности муниципального образования г. Новомосковск на нежилое встроенное помещение N 1, общей площадью 139,9 кв.м., основной площадью 106,8 кв. м, расположенное по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. П., д. N 5.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2010, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010, исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного заседания, но в суд округа не явились. Учитывая положения ч. 3 ст. 284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" Тульское отделение Московской железной дороги направило в адрес администрации муниципального образования город Новомосковск письмо N 448 от 24.10.1996 с просьбой принять в муниципальную собственность вновь построенный 115-ти квартирный жилой дом N 5 по ул. П. в г. Новомосковске Тульской области, общей площадью 5783,3 кв. м.
Постановлением главы администрации г. Новомосковска и Новомосковского района N 2412 от 31.10.1996 был утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию завершенной строительством II очереди 115-ти квартирного жилого дома N 5 по ул. П. в г. Новомосковске Тульской области.
Указанным постановлением 115-ти квартирный жилой дом N 5 общей площадью 5783,35 кв. м по ул. П. в г. Новомосковске Тульской области был принят в муниципальную собственность.
Согласно выписке из технического паспорта на первом этаже указанного выше жилого дома расположено нежилое помещение общей площадью 139,9 кв. м.
Решением Муниципального Совета N 48-4 от 30.05.2000 утвержден перечень объектов нежилого фонда (недвижимого имущества), составляющих собственность муниципального образования - город Новомосковск и Новомосковский район, в который вошло и спорное помещение.
Как установлено судебными инстанциями, в указанном выше нежилом помещении в 1995 году располагалось ЖЭУ N 3.
С момента передачи указанного дома в муниципальную собственность спорное помещение использовалось НМУП "К" в качестве офисного помещения для работы жилищно-эксплуатационного управления.
Распоряжением муниципального управляющего - первого заместителя главы муниципального образования город Новомосковск и Новомосковский район N 195-р от 05.04.2004 нежилое встроенное помещение, расположенное по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. П., 5, передано в хозяйственное ведение НМУП "М"
Распоряжением главы администрации муниципального образования г. Новомосковск и Новомосковский район от 25.12.2006 N 747-р спорное помещение было изъято из хозяйственного ведения НМУП Районная аварийно-ремонтная жилищная компания "М" и на момент рассмотрения иска судом первой инстанции находилось в казне МО г. Новомосковск, что подтверждается выпиской из реестра нежилых помещений МО г. Новомосковск и Новомосковский район (л.д. 21).
Ссылаясь на отсутствие возможности зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является требование о признании права.
Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
При этом вспомогательными помещениями признаются помещения здания, предназначенные для обеспечения его эксплуатации или бытового и культурного обслуживания проживающих (приложение N 3 к "Методическим рекомендациям по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности", утвержденным Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8).
Согласно п. 1 Указа Президента РФ N 8 от 10.01.1993 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и п. 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий.
В соответствии с п. 5 указанного Положения органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации г. Новомосковска и Новомосковского района от 31.10.1996 N 2412 в эксплуатацию, а затем в муниципальную собственность был принят полностью жилой дом N 5 по ул. П. г. Новомосковска Тульской области, общей площадью 5783,25 кв. м, включая помещение N 1.
При этом спорное нежилое помещение также было передано в муниципальную собственность в составе передаваемого жилого дома как помещение вспомогательного использования - объект коммунально-бытового назначения.
Указанное помещение использовалось в качестве офиса жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭУ N 3, НМУП "К", НМУП "С", НМУП "М"), обслуживающих жилые и вспомогательные помещения в переданном в муниципальную собственность жилом доме.
Данное обстоятельство подтверждается Перечнем объектов нежилого фонда (недвижимого имущества), составляющих собственность муниципального образования - город Новомосковск и Новомосковский район (приложение к решению Муниципального Совета N 48-4 от 30.05.2000 (л.д. 29), а также актом от 05.04.2004 приема-передачи недвижимого имущества в хозяйственное ведение муниципального жилищного предприятия, обслуживающего жилищный фонд г. Новомосковска - НМУП "М", и актом приема-передачи имущества от 09.01.2007.
Таким образом, нежилое помещение в составе жилого дома N 5 по ул. П. но, г. Новомосковска Тульской области подлежало передаче вместе с жилым помещением в муниципальную собственность как объект социально-бытового назначения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
При этом, согласно письму ОАО "Р" N 66 от 23.01.2010 спорное помещение не вошло в уставный капитал ОАО "Р" при его создании и не является его собственностью.
Сведения о том, что спорное помещение было внесено в реестр федеральной собственности также отсутствуют, что подтверждается письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области N 22-02/3131 от 18.03.2010.
Кроме того, согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области N 15/010/2009-135 от 06.10.2009 в Едином государственном реестре прав сведения о зарегистрированных правах третьих лиц на спорный объект недвижимости также отсутствуют.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорное помещение было передано в муниципальную собственность как объект социально-бытового назначения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
При этом судом апелляционной инстанции справедливо отклонен довод ответчика о том, что сфера действия Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" распространяется только на предприятия, прошедшие либо находящиеся в процессе приватизации.
Как усматривается из пункта 1 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, данный документ определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия.
По состоянию на 1996 год предприятия железнодорожного транспорта относились к предприятиям, не подлежащим приватизации.
Не может быть принят во внимание и довод заявителя жалобы о том, что спорное имущество было передано в муниципальную собственность в отсутствие согласия собственника данного имущества, поскольку передача жилого фонда и иных объектов жилищно-бытового назначения в муниципальную собственность прямо предусмотрена вышеуказанными нормами права.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявитель жалобы обращался с требованиями об оспаривании факта передачи указанного нежилого помещения в муниципальную собственность.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы заявителя, явившиеся обоснованием его позиции, они явились предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, оснований для переоценки установленных судами обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А68-12119/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведения о том, что спорное помещение было внесено в реестр федеральной собственности также отсутствуют, что подтверждается письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области N 22-02/3131 от 18.03.2010.
Кроме того, согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области N 15/010/2009-135 от 06.10.2009 в Едином государственном реестре прав сведения о зарегистрированных правах третьих лиц на спорный объект недвижимости также отсутствуют.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорное помещение было передано в муниципальную собственность как объект социально-бытового назначения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
При этом судом апелляционной инстанции справедливо отклонен довод ответчика о том, что сфера действия Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" распространяется только на предприятия, прошедшие либо находящиеся в процессе приватизации.
Как усматривается из пункта 1 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, данный документ определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А68-12119/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании