Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 сентября 2010 г. по делу N А54-2279/2010-С8
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от УВД по г. Рязани - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от ООО "К" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу УВД по г. Рязани на решение Арбитражного по делу N А54-2279/2010-С8, установил:
Управление внутренних дел по городу Рязани (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество) к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2010 в удовлетворении заявленных Управлением требований отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого судом первой инстанции решения не проверялась.
Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшейся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 31.03.2010 должностным лицом УВД по г. Рязани проведена проверка соблюдения ООО "К" требований Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в помещении развлекательного клуба, расположенного по адресу: г. Рязань, Первомайский пр-т, д. 39/2.
Согласно договору N 05-39 от 12.08.2009, заключенному с ООО "К", ООО "К" взяло на себя обязательства от своего имени на территории лотерейных клубов осуществлять действия, связанные с проведением негосударственной стимулирующей лотереи "Поймай удачу!", а именно: распространять товары (ручки, спички, зажигалки с логотипом ООО "Е"); проводить розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи и выплачивать выигрыши по ним.
В тоже время, в ходе проверки было установлено, что в данном помещении располагаются 20 включенных электронных автоматов без купюроприемников, 2 из которых использовались посетителями развлекательного клуба, о чем составлен протокол осмотра помещений, территорий от 31.03.2010.
У посетителя клуба Ш.М.Е. были отобраны объяснения, согласно которым целью посещения им клуба является игра на игровых автоматах, для чего оператору клуба были переданы денежные средства в сумме 100 руб., которые были выставлены на электронном автомате кредитом 100 баллов.
При определенном совпадении различных картинок на мониторе автомата сумма кредита увеличивается (баллы начисляются), при отсутствии таких совпадений сумма кредита уменьшается (баллы снимаются). О проведении какой-либо лотереи Ш.М.Е. известно не было.
Совокупность указанных обстоятельств послужила основанием для вывода Управления о несоответствии деятельности ООО "К" условиям по проведению стимулирующей лотереи "Поймай удачу!".
По мнению административного органа, по способу проведения игры она не относится к лотереи, поскольку посетитель клуба допускается к игре после внесения платы; каждый раз, приобретая услугу, игрок получает возможность делать новые ставки, в связи с чем максимальная сумма выигрыша практически не ограничена; предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а также сумму их выигрыша невозможно, следовательно, невозможно заранее определить размер призового фонда; лотерея предполагает однократное участие в розыгрыше неопределенного круга лиц, в то время как в данном случае розыгрыш проводился многократно для одного конкретного посетителя, путем игры на игровом - лотерейном оборудовании.
Исходя из того, что фактическая возможность стать участником игры обусловлена внесением наличных денежных средств, заключением соглашения о возможности выигрыша, которое основано на риске утраты внесенной денежной суммы, Управление пришло к выводу о наличии признаков азартной игры.
Усмотрев в действиях Общества осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), Управление в отношении него составило протокол об административном правонарушении 62 ЮЛ 09 001242 от 07.05.2010, квалифицировав правонарушение по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, Управление направило материалы дела в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО "К" к административной ответственности за совершение вменяемого ему административного правонарушения.
Отказывая в привлечении Общества к административной ответственности, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, назначение административного наказания за нарушение тех или иных требований и правил возможно лишь при наличии закрепленных в ст. 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности; объективная сторона - заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 1 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 20 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" п.п. 76-77 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающих лицензирование деятельности по организации и проведению азартных, признаны утратившими силу с 30.06.2009.
Таким образом, с 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию.
Статьей 3 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 предусмотрено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В силу ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - это выдаваемый в соответствии с данным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Частью 2 статьи 16 указанного Закона установлены требования, которым должны отвечать игорные заведения и в силу ч. 6 ст. 16 деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и ч. 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Учитывая изложенное, с 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр вне игровых зон является запрещенной (кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах).
Следовательно, осуществление прямо запрещенной деятельности, на которую в силу закона не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с этим, в действиях Общества отсутствует события и состав вменяемого ему административного правонарушения, что в силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, у суда было достаточно правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1 и ч. 3 ст. 286 АПК РФ).
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит причин для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2010 по делу N А54-2279/2010-С8 оставить без изменения, а кассационную жалобу УВД по г. Рязани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 16 указанного Закона установлены требования, которым должны отвечать игорные заведения и в силу ч. 6 ст. 16 деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и ч. 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Учитывая изложенное, с 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр вне игровых зон является запрещенной (кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах).
Следовательно, осуществление прямо запрещенной деятельности, на которую в силу закона не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с этим, в действиях Общества отсутствует события и состав вменяемого ему административного правонарушения, что в силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2010 г. по делу N А54-2279/2010-С8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании