Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "адрес"" о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконными выводов комиссии по проведению служебного расследования, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГи апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав объяснения представителей Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "адрес""- ФИО5 и ФИО6, возражавших против удовлетворения жалобы, заслушав заключение прокурора ФИО7, считавшего, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "адрес"" (далее также- ГБУ РК "ЦСО "адрес"") о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконными выводов комиссии по проведению служебного расследования, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что ГБУ РК "ЦСО "адрес"", где истец осуществлял трудовую деятельность в должности заместителя директора, ДД.ММ.ГГГГ издан приказ об одностороннем прекращении с ним трудового договора в связи с непринятием мер по урегулировании конфликта интересов, и предоставлении недостоверных сведений о своих доходах.
Основанием для издания указанного приказа послужили доводы ответчика о том, что ФИО1 длительное время состоит в близких, доверительных, отношениях со специалистом по соц. работе ГБУ РК "ЦСО "адрес"" ФИО8, связанных с проведением совместного досуга и отдыха, обоюдным участием в жизни общих детей, совместным проживанием на садовом участке, расположенном в СНТ "Каменское", и при этом он, исполняя обязанности директора, имел возможности влиять на кадровые решения, мог поощрять и привлекать ее к дисциплинарной ответственности.
С названными доводами ответчика истец не согласен, поскольку каких-либо близких, доверительных отношений с ФИО8 не имеет, совместно с ней не проживает, никаких поощрений к ней не применял, завышенных премий не начислял, при этом, факт наличия у него и ФИО8 совместных детей, не оспаривает.
Также истец не согласен с утверждением ответчика о предоставлении им недостоверных сведений о доходах, так как имеющиеся несоответствия в цифрах, связаны с указанием им суммы дохода за вычетом НДФЛ и удерживаемых с него алиментов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд признать незаконным и отменить приказ ГБУ РК "ЦСО "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЛС о прекращении с ним трудового договора, признать выводы комиссии по проведению служебного расследования ГБУ РК "ЦСО "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующими закону, восстановить его в ранее занимаемой должности заместителя директора; взыскать с ГБУ РК "ЦСО "адрес"" компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истец не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Частью 2 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
На основании ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентирован статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в частности, в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N273-ФЗ).
Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 статьи 10 Федерального закона N273-ФЗ понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон N 273-ФЗ установилдля лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, запреты и обязанности, в частности обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11).
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
На основании части 1 статьи 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 2 статьи 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Из пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.
Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-У "О мерах по противодействию коррупции в "адрес"" в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, ст. 65 Конституции Республики Крым, Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ NPK "О противодействии коррупции в "адрес"" утверждено Типовое положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами Республики Крым, Аппаратом Совета министров Республики Крым, государственных учреждениях Республики Крым, государственных унитарных предприятиях Республики Крым.
Подпунктом "г" пункта 2 названного Указа Главы Республики Крым установлено, что работник обязан уведомить работодателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно, а также принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, при этом под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей или при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами подведомственной организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации подведомственной организации, а под личной заинтересованностью работника понимается материальная или иная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на исполнение им должностных (трудовых) обязанностей.
Согласно пункту 2 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-У "О мерах по противодействию коррупции в "адрес"" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) обязаны представлять лица, замещающие должности, включенные в перечни, утвержденные исполнительными органами Республики Крым, Аппаратом Совета министров Республики Крым в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 настоящего Указа, на основании трудового договора в организациях.
Согласно Перечню должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, при назначении на которые и при замещении которых работники обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, соответствующая обязанность возложена в том числе на заместителя руководителя ГБУ "ЦСО "адрес"".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей, и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны предоставлять лица, замещающие должности, включенные в перечни, утвержденные Министерством, на основании трудового договора в подведомственных организациях.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность, а работник освобождается от должности или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ГБУ РК "ЦСО "адрес"" является подведомственной организацией Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, которое является учредителем названного учреждения и назначает его руководителя.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность заместителя директора ГБУ РК "ЦСО "адрес"".
Приказом директора ГБУ РК "ЦСО "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о конфликте интересов работников учреждения.
Приказом директора ГБУ РК "ЦСО "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов.
На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, на ФИО1, как работника государственного бюджетного учреждения, возложена ответственность за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, не предоставления или предоставления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера либо не предоставление или предоставления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Должностной инструкцией заместителя директора учреждения, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в частности, установлено, что лицо, замещающее данную должность, должно знать действующее трудовое законодательство Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации на федеральном, региональном уровнях, регламентирующих деятельность учреждения социального обслуживания, законы и нормативные-правовые акты Республики Крым, при этом оно несет ответственность за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим законодательством.
Приказом директора ГБУ "ЦСО "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений была возложена на ФИО1, как заместителя директора учреждения, которому в целях исполнения законодательства по профилактике коррупционных действий и иных правонарушений определен функционал, в том числе, по обеспечению соблюдения работниками учреждения ограничений и запретов, требований по предотвращению или урегулированию конфликтов интересов, исполнение ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, а также принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов.
Приказом директора ГБУ "ЦСО "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке совмещения выполнял обязанности специалиста по закупкам с доплатой в размере 50 % должностного оклада в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа министра труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-о директору ГБУ "ЦСО "адрес"" предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а исполнение обязанностей директора на период его отсутствия возложено на ФИО1
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являясь исполняющим обязанности директора учреждения одновременно исполнял обязанности по трем должностям и осуществлял контроль за начислением стимулирующих выплат себе как заместителю директора, так и специалисту по закупкам.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 были возложены функции директора учреждения. Также на основании приказа министра труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, на период вакантной должности директора, его обязанности также были возложены на ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ прокурором "адрес" в адрес ГБУ РК "ЦСО "адрес"" поступило представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Согласно данному представлению, прокуратурой "адрес" на основании информации о фактах нарушения закона и по результатам проведенной проверки исполнения ГБУ РК "ЦСО "адрес"" требований законодательства о противодействии коррупции, были установлены факты неприятия заместителем директора учреждения мер по предотвращению и урегулированию многочисленных ситуаций конфликта интересов, неполноты предоставленных названным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 годы.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД в ГБУ РК "ЦСО "адрес"" была создана комиссия для проведения служебного расследования.
По результатам служебного расследования и рассмотрения представления прокурора "адрес", комиссией ГБУ РК "ЦСО "адрес"" дано заключение. Из заключения следует, что в ходе проведения служебного расследования установлено, что в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, и несовершеннолетнего сына, представленных заместителем директора ГБУ РК "ЦСО "адрес"" за 2021 год, прокуратурой "адрес", как надзорным органом, согласно представлению, были выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности и полноте представленных сведений о доходах за 2021 год.
В рамках прокурорской проверки, а также в рамках служебного расследования и рассмотрения представления прокурора "адрес", было установлено, что ФИО1 состоит в близких доверительных отношениях со специалистом по социальной работе ГБУ РК "ЦСО "адрес"" ФИО8, связанных с проведением совместного досуга и отдыха, обоюдным участием в жизни ребенка, совместным проживанием в одном домовладении, при этом брак между ними не зарегистрирован.
Принимая во внимание не направление уведомления о возникновении возможного конфликта интересов в период исполнения своих обязанностей заместителя директора на время отсутствия директора в 2020-2022 гг, комиссией сделан вывод о недостоверности и неполноте сведений, содержащихся в информации, указанной в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заместителя директора ФИО1, а также о явных признаках конфликта интересов, что является основанием усомниться в законности его доходов, имущества и обязательств имущественного характера.
На основании представления прокурора "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о проведении служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, заключения комиссии по служебному расследованию от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ РК "ЦСО "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ N-ЛС о прекращении трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, и о его увольнении с ДД.ММ.ГГГГ по п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, на основании оценки представленных сторонами доказательств, произведенной по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу о наличии оснований для увольнения истца и соблюдении ответчиком процедуры увольнения.
Суд учитывал, что ФИО1, исполняя обязанности директора, являлся работодателем по отношению к ФИО8, имел возможность влиять на кадровые решения, имел полномочия поощрять и привлекать ее к дисциплинарной ответственности, в его полномочия входили вопросы выплаты заработной платы, в том числе стимулирующих выплат, при этом фактически в указанные выше периоды соответствующие документы об этом им издавались, в частности, приказами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как исполняющим обязанности директора, были распределены премии работникам по структурным подразделениям, включая ФИО8, то есть, он действовал в условиях конфликта интересов, то есть в условиях противоречий между частными интересами (получение дохода ФИО8) и публичным (интересы службы).
В течение указанных периодов ФИО1 не направлял в ГБУ РК "ЦСО "адрес"" и Министерство труда и социальной защиты Республики Крым уведомления, извещения о возможном конфликте интересов, в том числе по причине наличия сотрудников, находящихся в близких доверительных взаимоотношениях, что подтверждено соответствующей справкой.
Разрешая вопрос о наличии близких отношений между должностным лицом ФИО1 и подчиненной ФИО8, суд исходил из того, что для их установления нет необходимости устанавливать факт совместного проживания одной семьей, по мнению суда, иные близкие отношения не тождественны семейным отношениям, при этом, такие отношения должны носить особый доверительный характер.
Суд отметил, что в данном случае, учитывая наличие общих внебрачных детей, наличие совместной обязанности по участию в расходах на содержание общих детей, так и совместная реализация прав по участию в их воспитании, что усматривается из регулярных посещений детей по месту проживания их матери, в своей совокупности свидетельствуют о том, что такие отношения носят особый, доверительный и близкий характер, кроме того связанный общими материальными интересами по содержанию совместного ребенка.
Суд учитывал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся работодателем по отношению к ФИО8, имел возможность влиять на кадровые решения, осуществляя свои полномочия, поощрять и привлекать ее к дисциплинарной ответственности. Также в его полномочия входили вопросы выплаты заработной платы, в том числе стимулирующих выплат. Наличие между ними отношений подчиненности и подконтрольности, расценивается как влекущее возникновению конфликта интересов, а отсутствие регистрации брака не умаляет обязанности принять меры к уведомлению о возникновении личной заинтересованности и предотвращению конфликта интересов, поскольку они продолжают проживать вместе и совместно заботиться о ребенке.
В представленных работодателю сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год, ФИО1 неверно отразил доход по основному месту работы.
Суды пришли к выводу, что совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что ФИО1 в нарушение требований о противодействии коррупции не принимал меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также предоставил неполные сведения о своих доходах.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, находит их основанными на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что суды не устанавливали фактические обстоятельства, а лишь приняли во внимание доводы ответчика, подлежат отклонению.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов надлежащим образом мотивированы, со ссылкой на установленные по делу обстоятельства и подлежащие применению нормы права.
Ссылки в кассационной жалобе на наличие конфликтных отношений с руководителем работодателя, об увольнении истца по надуманным основаниям, направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств, оснований для чего у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы жалобы о выполнении истцом требований законодательства и направлении работодателю уведомления о возможном конфликте интересов являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.