Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонов А.С., рассмотрев материалы кассационной жалобы Любочкина Павла Сергеевича на определение Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 июня 2023 года и апелляционное определение Севастопольского городского суда от 28 августа 2023 года по заявлению Любочкина Павла Сергеевича, заинтересованное лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, об установлении факта имеющего юридическое значение,
УСТАНОВИЛ:
Любочкин П.С. обратился в суд с заявлением в порядке особого производства об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя в период с июня 2012 года по дату принятия судом решения
В обоснование заявленных требований, указал, что он с июня 2012 года по настоящее время постоянно проживает в г. Севастополе. В г. Севастополе учился, проходил службу, проживает с супругой и детьми в квартире, принадлежащей на праве общей долевой собственности. Установление факта постоянного проживания в городе Севастополе более 10 лет заявителю необходимо для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Во внесудебном порядке подтвердить данный факт возможности не имеет, в связи с отсутствием непрерывной регистрации места проживания в г. Севастополе с 2012 года.
Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 28 августа 2023 года заявление Любочкина Павла Сергеевича, заинтересованное лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя оставлено без рассмотрения на основании части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Не согласившись с принятыми судебными актами Любочкин П.С. (далее - заявитель) обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суды отказались от установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, не оценил доказательства в их совокупности и взаимной связи применительно к установленным обстоятельствам.
В соответствии с частью 10 ст. 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Любочкин Павел Сергеевич является гражданином Российской Федерации, "данные изъяты" года ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Любочкин Павел Сергеевич является отцом Любочкиной Марии Павловны, "данные изъяты" года рождения. Матерью ребенка является Любочкина Юлия Романовна.
Согласно сведений о месте жительства, "данные изъяты" года Любочкин Павел Сергеевич зарегистрирован по адресу: "адрес"
Согласно выписке из ЕГРН, Любочкину П.С. принадлежит на праве общей долевой собственности 17/100 долей жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи доли квартиры от 23.10.2019 года.
Письмом Департамента капитального строительства города Севастополя от 13.04.2020 года Любочкину П.С. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 1, 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 4, 5 пункта 15 Административного регламента предоставления государственной услуги "Ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории города федерального значения Севастополя", утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 года N 129-а/2016, поскольку заявителем не представлены документы, указанные в подпунктах 5, 6, 7 пункта 15.1. Административного регламента, а именно: документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении, с вкладышем (отметка, штамп), свидетельствующем о российском гражданстве; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет, для граждан, указанных в подпункте 1 пункта 2 и пункте 3 Административного регламента: справка (выписка из домовой книги о составе семьи и регистрации), с указанием общей площади и принадлежности жилого помещения (срок действия 30 дней с даты выдачи), судебное решение, а также документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в городе Севастополе, выданные до 18.03.2014 года; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка (выписка из домовой книги о составе семьи и регистрации), с указанием общей площади и принадлежности жилого помещения (срок действия 30 дней с даты выдачи).
Не представлен оригинал и копия свидетельства о рождении заявителя, справка (выписка из домовой книги о составе семьи и регистрации), с указанием общей площади и принадлежности жилого помещения (срок действия 30 дней с даты выдачи). В ходе рассмотрения представленных документов установлено, что по адресу: г..Севастополь, ул. Катерная, д. 2А, Любочкин П.С. зарегистрирован с 12.03.2018 года по настоящее время. Представленные документы не подтверждают факт проживания Любочкина П.С. в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из приведенных выше положений закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.
Согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на, указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой" гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Частью 3 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе, урегулированы Законом города Севастополя от 05.05.2015 года N 134-3C "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе".
Согласно п.п. "а" п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона города Севастополя от 05.05.2015 года N 134-3C "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе", на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, указанных категорий.
Согласно ст. 6 Закона города Севастополя от 05.05.2015 года N 134-3C, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется уполномоченным органом.
Согласно Положению о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 года N 840-1111, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, а также осуществляет организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
В соответствии с основными задачами Департамент капитального строительства города Севастополя наделяется полномочиями, в том числе, о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет (снятии с учета) в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с правовыми актами города Севастополя.
Оставляя без рассмотрения заявление Любочкина П.С. об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что из материалов заявления усматривается спор о праве заявителя на постановку на жилищный учет в порядке жилищного законодательства РФ, рассмотрение которого подлежит в порядке искового производства.
Согласно материалам дела, Любочкин П.С. обратился в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя для возможности реализации права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с этой целью обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя, который ему отказал в принятии на учет.
Установление факта постоянного проживания на территории города Севастополя необходимо заявителю для реализации права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которое не признает исполнительный орган государственной власти города Севастополя, к полномочиям которого относится признание граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет (снятии с учета) в качестве нуждающихся в жилых помещениях - Департамент капитального строительства города Севастополя.
Департаментом капитального строительства города Севастополя оспаривается право заявителя на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соответственно, имеется спор о праве Любочкина П.С. на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов.
Судами верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, приведенные сторонами спора доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в обжалуемых судебных актов мотивов, по которым они были приняты или отклонены, выводы судов соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
определение Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 июня 2023 года и апелляционное определение Севастопольского городского суда от 28 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.