Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрайонного Управления Росприроднадзора Мишинкиной О.В. на вступившее в законную силу решение судьи Красноярского краевого суда от 02 августа 2023г, вынесенное в отношении ООО "Росттех", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации ы области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 26 января 2022г, оставленным без изменения решением судьи Березовского районного суда Красноярского края от 27 марта 2023г, ООО "Росттех" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей..
Решением судьи Красноярского краевого суда от 02 августа 2023г постановление должностного лица от 26 января 2022г и решение судьи Березовского районного суда Красноярского края от 27 марта 2023г отменены, производство по делу в отношении ООО "Росттех", по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе должностное лицо просит об отмене решения судьи Красноярского краевого суда от 02 августа 2023г, ссылаясь на его незаконность.
Представителем ООО "Росттех" представлены возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражений, прихожу к следующему выводу.
В силу ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили те обстоятельства, что Красноярским природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в отношении ООО "Росттех". По результатам проверки установлено, что ООО "Росттех" в своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, поставило на государственный учет объект НВОС с присвоением 3 категории негативного воздействия на окружающую среду. В собственности у ООО "Росттех" имеются земельные участки кадастровые номера N, N на которых находятся объекты: контрольно-пропускной пункт (весовая), мусоросортировочный комплекс ООО "Росттех", административное здание, котельная (пристройка), бытовые помещения и иные. При визуальном осмотре территории мусоросортировочного комплекса установлена его работа, внутри комплекса располагались навалы мусора. В связи с большим объемом поступающих отходов, складирование мусора осуществляется за пределами здания комплекса. На территории расположены многочисленные площадки временного накопления отходов. Площадки организованы с нарушением установленных требований, а именно: поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отходы не укрыты брезентом, не оборудованы навесом). Кроме того, ООО "Росттех" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, и заключено соглашение об организации деятельности с ТКО на указанной территории от ДД.ММ.ГГГГ N N В ходе выездного обследования установлено, что на близлежащей территории к мусоросортировочному комплексу (земельный участок кадастровый N N территория Березовского района красноярского края) расположена несанкционированная свалка отходов.
Данный земельный участок не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. В ходе обследования вышеуказанного участка установлено, что на территории участка производятся работы по размещению отходов. На участке выкопаны траншеи, в которых расположены отходы, предположительно ТКО... Также отходы расположены кучами, навалом без уплотнения по территории участка. Региональный оператор ООО "Росттех" не уведомило в течение 3 рабочих дней собственника земельного участка о месте несанкционированного размещения ТКО на данном земельном участке... Также установлено, что ООО "Росттех" допускается транспортирование ТКО на указанный земельный участок с целью размещения, однако земельный участок для размещения отходов не предназначен, в ГРОРО не включен. Глубина захоронения отходов на указанном земельном участке составила от 3, 5 до 8 метров. В результате полевых работ выявлено наличие двух траншей в которых произведено захоронение ТКО на юной стороне земельного участка. Общий объем отходов ТКО, размещенных на земельном участке с кадастровым N N в Березовском районе Красноярского края равен 14 504, 31 куб.м, площадь размещения 2, 1781 га (21 781 кв.м). В период с апреля 2020 по июль 2021г производилось размещение отходов производства и потребления, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N в Березовском районе Красноярского края. Также зафиксировано в границах названного земельного участка увеличение по площади Насыпи N1, наличие отходов производства и потребления, пройденных границей и шурфов в основании Насыпи N1, наличие специализированной техники: самосвал, бульдозер. Также проведен отбор отходов для определения класса опасности, акты отбора проб от 08.09.2021г N 82-о, 83-о. Протокол результата измерений (исследований) от 04.10.2021г N 42-о, 43-о. Согласно справкам к протоколу результатов измерений, отходы относятся к IV классу опасности.
Изложенное свидетельствует о том, что региональный оператор ООО "Росттех" допускает бесконтрольное обращение с отходами.
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО "Росттех" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление о назначении ООО "Росттех" административного наказания, районный суд пришел к выводу о доказанности обстоятельств на основании которых должностным лицом вынесено постановление о назначении обществу административного наказания.
Судья краевого суда отменил состоявшиеся по делу постановление должностного лица и суда, указал, что указанные должностным лицом нормы права, нарушение которых вменено обществу, не устанавливают каких-либо требований в отношении площадок временного размещения, а СанПиН 2.1.3684-21 направлен на соблюдение требований к содержанию территорий, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ, тогда как действия общества квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Суд пришел к выводу о недоказанности вины общества во вмененных нарушениях, в связи с чем прекратил производство по делу по п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
В настоящей жалобе должностное лицо настаивает на наличии в деле доказательств, подтверждающих вину общества, полагает, что судья краевого суда неправильно применил нормы материального и процессуального права, неправильно дал оценку установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и доказательствам, в связи с чем выводы суда о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановления являются неправильными.
Однако по доводам жалобы принятое по делу решение отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.1 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г N3, настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (п.216).
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия, в том числе, поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) (п.220).
Пунктом 16 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ устанавливается за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе при сборе, накоплении, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО. Объектом предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения субъектами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Объективную сторону указанного административного правонарушения по смыслу законодательства образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО.
Из материалов дела следует, что к деятельности ООО "Росттех" относится Обработка и утилизация опасных отходов. Согласно лицензии N (24)-5420-СТОР от 27.03.2018, выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, ООО "Росттех" осуществляет деятельность по сбору отходов IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, размещению отходов IV класса опасности и транспортированию отходов IV класса опасности, образующихся в процессе основных видов производственной деятельности.
Обработка отходов осуществляется на мусоросортировочном комплексе, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район, 950м на север от СНТ "Подснежник-Шумково". Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.04.2016г. Земельный участок, на котором расположен мусоросортировочный комплекс, также принадлежит ООО "Росттех".
Соглашением, заключенным между ООО "Росттех" и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018г, региональный оператор в течение срока действия Соглашения обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с ТКО, региональной программой Красноярского края по обращению с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Красноярского края, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од. Зона деятельности регионального оператора определена п. 1.3 названного Соглашения.
Приходя к выводу о неправильной квалификации действий ООО "Росттех" по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, судья краевого суда прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Выводы об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, являются правильными.
Федеральным законом от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" осуществлена дифференциация составов административных правонарушений при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой и иными опасными веществами. Статья 8.2 КоАП РФ изложена в иной редакции, и названный кодекс дополнен новыми нормами, в частности статьями 6.35, 8.21, 8.22, 8.23, которые устанавливают административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды.
Как отмечено выше, обществу вменены нарушения при осуществлении деятельности обработки и утилизации ТКО на территории мусоросортировочного комплекса, не уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО, площадки временного накопления отходов организованы с нарушением требований, размещение ТКО на земельном участке с кадастровым номером N категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования-для разработки картера по добыче кирпичного сырья. в Березовском районе Красноярского края, который не предназначен для размещения отходов, тем самым допущено бесконтрольное обращение с отходами. Обществу вменено невыполнение предусмотренных нормами санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами.
С учетом названных нарушений, в действиях общества не содержится состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Переквалифицировать действия общества на ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ невозможно, поскольку санкция указанной статьи является более строгой по отношению к санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако суд прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. С указанными выводами нельзя согласиться, ввиду следующего.
Вопреки выводам суда, из материалов дела следует, что выявленные при проведении проверки нарушения были установлены и зафиксированы помимо фото и видеофиксации в актах обследования территории от 17.08.2021, от 25.08.2021, от 08.09.2021, справке об участи в проверке от 26.09.2021г, выписках из ЕГРН на здания и земельный участок, договоре на оказание услуг от 03.08.2020г, соглашении об организации деятельности по обращению с ТКО на территории правобережной технологической зоны от 06.08.20118г с дополнительным соглашением, договоре оказания услуг по размещении. (захоронению) твердых коммунальных отходов на специализированном объекте от 17.06.2020, заключении ООО НИЦ "Геопартнер" и иным представленным в дело доказательствам. Указанные доказательства подлежали исследованию и оценке в совокупности с иными, представленными в дело доказательствами, тогда как краевой суд дал оценку только письменным объяснениям представителя МП "САТП", а также фото и видео фиксации, что не соответствует требованиям ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Выводы судьи о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление фактически не мотивированы, поскольку суд не выполнил требования норм процессуального права как в части установления обстоятельств дела, так и исследования доказательств по правилам ст.26.11 КоАП РФ, в их совокупности. Приходя к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, суд не указал, какие из представленных в дело доказательств получены с нарушением требований Кодекса об административных правонарушениях, какие из имеющихся в деле доказательств являются недопустимыми.
С учетом изложенного, выводы судьи о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановления, основаны на неполно исследованных по делу доказательствах, судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Кроме того, выводы суда о том, что ООО "Росттех" не вменялось нарушение обязанности регионального оператора по обращению с ТКО направлять уведомление в орган местного самоуправления, в орган, осуществляющий государственный экологический надзор или собственнику земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка, противоречат материалам дела, поскольку постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении такое нарушение обществу было вменено, (л.д.18-25).
Датой вмененного обществу правонарушения является 08.09.2021г, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный п.1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год для данной категории дела, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Принятое по делу решение подлежит изменению, производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что не влечет ухудшение положения ООО "Росттех".
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Красноярского краевого суда от 02 августа 2023г, вынесенное в отношении ООО "Росттех", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ- изменить, прекратить производство по делу по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В остальной части решение оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора Мишинкиной О.В. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.