Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 октября 2010 г. по делу N А23-6276/09Г-20-335
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: Л.И.В. - вед спец. (дов. N ОР-1888/з от 31.12.2009); Ц.В.Е. - представителя (дов. N ОР-732-10 от 05.05.2010); от ответчика: П.А.В. - представителя (дов. N 3/10-юр от 27.01.2010);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Лесопромышленная компания "С" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А23-6276/09Г-20-335, установил:
Министерство природных ресурсов Калужской области, г. Калуга, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "С" (далее - ООО "ЛПК "С"), г. Малоярославец Калужской области, о взыскании 190 928 руб. 86 коп., в том числе задолженности по арендной плате за пользование лесным участком за период с 01.01.2009 по 04.08.2009 по договору N 247 от 05.09.2008 в сумме 179 984 руб. 75 коп. и пени за несвоевременное внесение арендной платы в сумме 10 944 руб. 11 коп.
В свою очередь ООО "ЛПК "С" в порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ предъявило встречный иск о признании недействительным договора аренды N 247 от 05.09.2008 в части установления арендной платы согласно пункту 5 с учетом повышающего коэффициента 1,6 в соответствии с приложением N 7 к договору.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 первоначальный иск удовлетворен в части взыскания с ответчика в пользу истца неустойки в сумме 199 руб. 06 коп. В удовлетворении остальной части иска Министерства природных ресурсов Калужской области отказано. Встречный иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 указанное решение отменено, первоначальный иск удовлетворен полностью, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ответчик обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить, оставив в силе решение от 13.04.2010. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представители истца просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи с нижеизложенным.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, 05.09.2008 между Министерством природных ресурсов Калужской области (арендодатель) и ООО "Лесопромышленная компания "С" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 247 (т. 1, л.д. 13-18), по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование для заготовки древесины лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 5 406 га., с кадастровым номером 40:07:00 00 00:0195, местоположение: Калужская область, Жуковский район, ГУ "Жуковское лесничество", кварталы NN 58, 59, 63, 64, 70-72, 10, 11 - Воробьевского участкового лесничества (898 га); кварталы NN 4, 8, 11, 14, 15, 16, 21, 24 - Угодско-Заводского участкового лесничества (1 037 га); кварталы NN 27-30, 32-36, 4, 5, 7-10, 57, 67, 68, 70-73, 75-77 - Зареченского участкового лесничества (3 471 га). Схема расположения лесного участка и его характеристика определены в приложениях N 1 и N 2 к договору.
Согласно п. 20 договора аренды N 247 от 05.09.2008 срок его действия определен с момента его государственной регистрации до 08.02.2055.
В п. 5 договора стороны согласовали арендную плату, установив ее в размере 640 342 руб. в год, и предусмотрели, что размер арендной платы определяется в соответствии с Приложением N 7, являющимся неотъемлемой частью договора.
При этом в силу п. 6 договора арендатор принял на себя обязательство вносить арендную плату согласно приложению N 4 и представлять в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную выплату.
В соответствии с п. 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и в соответствии с изменениями объема лесопользования, определенных проектом освоения лесов.
Из приложений N 4 и N 7 к договору следует, что размер годовой арендной платы за 2008 год составляет 640 342 руб., в том числе в федеральный бюджет - 400 214 руб. и в областной бюджет - 240 128 руб. (т. 1, л.д. 23, 27).
По акту приема-передачи от 05.09.2008 лесной участок передан арендатору (т. 1, л.д. 24).
Договор аренды N 247 от 05.09.2008 зарегистрирован в УФРС по Калужской области 21.11.2008.
04.08.2009 между сторонами было подписано соглашение N 1 о расторжении договора аренды N 247 от 05.09.2008.
По акту приема-передачи N 2 от 04.08.2009 вышеуказанный лесной участок был возвращен арендодателю (т. 1, л.д. 31-32).
15.10.2009 Министерство природных ресурсов Калужской области направило в адрес ООО "ЛПК "С" претензию, в которой уведомило последнего об образовавшейся задолженности по арендной плате по договору аренды N 247 от 05.09.2008 в размере 179 984 руб. 75 коп. и потребовало ее погасить в срок до 23.11.2009 (т. 1, л.д. 29). Претензия получена ООО "ЛПК "С" 20.10.2009, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении (т. 1, л.д. 30).
Поскольку данные требования ООО "Лесопромышленная компания "С" в добровольном порядке исполнены не были, Министерство природных ресурсов Калужской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь, считая, что договор аренды N 247 от 05.09.2008 в части установления арендной платы согласно пункту 5 с учетом повышающего коэффициента 1,6 в соответствии с приложением N 7 к договору, является недействительным, поскольку противоречит действующему законодательству, ООО "ЛПК "С" заявило встречные исковые требования.
Удовлетворяя встречный иск, и, принимая решение об удовлетворении первоначального иска лишь в части взыскания с ответчика в пользу истца неустойки в сумме 199 руб. 06 коп, суд первой инстанции исходил из того, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ N 255 от 14.05.2005, предусматривающий коэффициент 1.6, на момент заключения договора аренды лесных участков N 247 от 05.09.2008 утратил силу, и пришел к выводу о необоснованности применения арендодателем такого коэффициента при расчете арендной платы и наличии достаточных доказательств, подтверждающих несоответствие спорной сделки требованиям действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции, и, удовлетворяя исковые требования Министерства природных ресурсов Калужской области, а также, отказывая в удовлетворении встречного иска, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В разделе 2 договора аренды N 247 от 05.09.2008 стороны согласовали арендную плату, определив ее в размере 640 342 руб. в год, в соответствии с Приложением N 7, являющимся неотъемлемой частью договора. При этом арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную выплату.
Проверив расчет задолженности, произведенный истцом исходя из условий договора аренды N 247 от 05.09.2008, а также, учитывая, что ответчиком в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено доказательств исполнения арендатором обязательств по внесению арендных платежей за период с 01.01.2009 по 04.08.2009 в установленном договором размере, суд апелляционной инстанции признал исковые требования Министерства природных ресурсов Калужской области о взыскании с ООО "ЛПК "С" задолженности обоснованными в заявленной сумме. Кроме того, руководствуясь положениями ст.ст. 330, 333 Гражданского кодекса РФ, п. 13 договора аренды, суд счел возможным удовлетворить требование истца о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременное внесение арендной платы в сумме 10 944,11 руб..
В подтверждение правомерности отказа от внесения арендной платы за период с 01.01.2009 по 04.08.2009 в размере, предусмотренном пунктом 5 договора аренды N 247 от 05.09.2008, и в обоснование встречных исковых требований, ответчик сослался на то, что данный договор в части установления в пункте 5 арендной платы с учетом повышающего коэффициента 1,6, предусмотренного утратившим силу на момент заключения договора приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ N 255 от 14.05.2005, является недействительным.
По-видимому, в тексте предыдущих абзацев допущена опечатка. Дату приказа Федерального агентства лесного хозяйства РФ следует читать как "от 14.09.2005 г."
Однако, как верно указал суд апелляционной инстанции, данное утверждение ответчика является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статьей 424 Гражданского кодекса РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления).
В силу ст. 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения вновь принятого Лесного кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Пунктами 10 и 11 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N 258, предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Как установлено судом апелляционной инстанции именно во исполнение указанных правовых актов договор аренды N 17 от 28.12.2005 был переоформлен в договор аренды лесного участка N 247 от 05.09.2008.
В соответствии с п. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" ставка лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, была установлена в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127.
Приложением к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 коэффициент в Калужской области для расчета ставок за древесину, отпускаемую на корню, был установлен 1,6.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2008 N 60 "Об отмене некоторых Приказов Федерального агентства лесного хозяйства", зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.2008 N 11329, приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" признан утратившим силу в связи с внесением изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 283.
Однако, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, несмотря на то, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым, Лесной кодекс РФ не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса РФ.
Статьей 57 Бюджетного кодекса РФ также предусмотрено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются, в том числе, за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Заключая договор аренды лесного участка N 247 от 05.09.2008 стороны в приложениях N 4 и N 7 к нему, установили размер годовой арендной платы за 2008 год в сумме 640 342 руб., в том числе в федеральный бюджет - 400 214 руб., что соответствует требованиям ст. 73 Лесного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 и в областной бюджет - 240 128 руб., что прямо не запрещено Лесным кодексом РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при подписании спорного договора аренды лесного участка N 247 от 05.09.2008 ответчик возражений в отношении примененного в настоящем договоре коэффициента для расчета арендной платы, не представил, протокола разногласий в адрес истца не направлял, с требованиями о внесении изменений в указанный договор не обращался, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что стороны, посредством свободного волеизъявления, согласовали применение коэффициента 1,6 при расчете платы за аренду спорного лесного участка.
Таким образом, само по себе то обстоятельство, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ N 255 от 14.05.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", в соответствии с которым был установлен повышающий коэффициент для Калужской области в размере 1,6, утратил силу на момент заключения договора аренды лесных участков N 247 от 05.09.2008, не имеет правового значения, поскольку не влияет на правомерность установления размера арендной платы с учетом повышающего коэффициента 1,6, который согласован сторонами в договоре аренды лесных участков N 247 от 05.09.2008.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Федерального агентства лесного хозяйства РФ следует читать как "от14.09.2005 г."
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что арендную плату за пользование спорным лесным участком, предусмотренную в п. 5 договора аренды N 247 от 05.09.2008 и в Приложении N 7 к нему, следует рассматривать, как согласованное сторонами в порядке ст. 421 Гражданского кодекса РФ условие об арендной плате, в связи с чем оснований для признания согласованного сторонами условия недействительным и для удовлетворения исковых требований ООО "ЛПК "С" не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были известны суду апелляционной инстанции, исследовались им и обоснованно отклонены по мотивам, указанным в обжалуемом судебном акте.
С учетом изложенного, а также, принимая во внимание, что нарушений норм материального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора и доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А23-6276/09Г-20-335 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заключая договор аренды лесного участка N 247 от 05.09.2008 стороны в приложениях N 4 и N 7 к нему, установили размер годовой арендной платы за 2008 год в сумме 640 342 руб., в том числе в федеральный бюджет - 400 214 руб., что соответствует требованиям ст. 73 Лесного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 и в областной бюджет - 240 128 руб., что прямо не запрещено Лесным кодексом РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при подписании спорного договора аренды лесного участка N 247 от 05.09.2008 ответчик возражений в отношении примененного в настоящем договоре коэффициента для расчета арендной платы, не представил, протокола разногласий в адрес истца не направлял, с требованиями о внесении изменений в указанный договор не обращался, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что стороны, посредством свободного волеизъявления, согласовали применение коэффициента 1,6 при расчете платы за аренду спорного лесного участка.
Таким образом, само по себе то обстоятельство, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ N 255 от 14.05.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", в соответствии с которым был установлен повышающий коэффициент для Калужской области в размере 1,6, утратил силу на момент заключения договора аренды лесных участков N 247 от 05.09.2008, не имеет правового значения, поскольку не влияет на правомерность установления размера арендной платы с учетом повышающего коэффициента 1,6, который согласован сторонами в договоре аренды лесных участков N 247 от 05.09.2008.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что арендную плату за пользование спорным лесным участком, предусмотренную в п. 5 договора аренды N 247 от 05.09.2008 и в Приложении N 7 к нему, следует рассматривать, как согласованное сторонами в порядке ст. 421 Гражданского кодекса РФ условие об арендной плате, в связи с чем оснований для признания согласованного сторонами условия недействительным и для удовлетворения исковых требований ООО "ЛПК "С" не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2010 г. по делу N А23-6276/09Г-20-335
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании