Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Катанаевой А.С. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 91OS0000-01-2023-000260-91 (2а-192/2023) по административному исковому заявлению Салех Ольги Викторовны о признании не действующими отдельных положений Порядка и условий размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов, утвержденных Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 ноября 2022 г. N 1013, по апелляционной жалобе Салех Ольги Викторовны на решение Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2023 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, с использованием системы видеоконференц-связи возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Совета министров Республики Крым ФИО8 заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9 полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салех О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующими положения подпункта 1 пункта 1.6 и пункта 1.8 Порядка и условий размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов, утвержденных Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 ноября 2022 г. N 1013, как принятых с превышением компетенции и в нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 1, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускающих использование публичных земельных участков на безвозмездной основе для размещения объектов энергетики, поименованных в пункте 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2023 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Административный истец в своей апелляционной жалобе (с дополнениями) просит решение суда отменить как незаконное, в обоснование указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и допущенные нарушения норм материального и процессуального права.
Представителя Совета министров Республики Крым ФИО10 в заседании суда апелляционной инстанции поддержала письменные возражения, в которых просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного ответчика и заключение участвующего в деле прокурора, судебная коллегия, рассмотрев административное дело на основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
Разрешая административное дело по существу, суд первой инстанции признал обоснованными доводы административного иска о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает права административного истца как законного землепользователя, собственника зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республик Крым и муниципальной собственности.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку он сделан без учета предмета оспариваемого правового регулирования.
Судом оставлено без внимания, что право на предъявление административного иска о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части предоставлено лицам, в отношении которых применен этот акт, а также субъектам отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Статьей 39.33 ЗК РФ закреплены случаи, в которых использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитута, в частности (подпункт 6 пункта 1), в связи с размещением отдельных видов объектов, Перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее - Перечень).
Пункт 5 Перечня к таким объектам относит линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ вопросы установления порядка и условий размещения таких объектов на публичных землях в Республике Крым были урегулированы Законом Республики Крым от 1 июля 2016 г. N 264-ЗРК/2016.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 января 2017 г. N 10 был утвержден Порядок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на размещение объектов и предоставления согласований заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Крым.
Данное правовое регулирование признано утратившим силу с 1 декабря 2022 г. на основании Закона Республики Крым от 28 ноября 2022 г. N 341-ЗРК/2022 с одновременным введением в действие оспариваемых Порядка и условий размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов, утвержденных Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 ноября 2022 г. N 1013, устанавливающих, в частности, плату за использование земельных участков для размещения отдельных видов объектов, предусмотренных в пунктах 10, 19-20, 22-25, 27-30 Перечня, на основании кадастровой стоимости (пункт 1.7 раздела 1), а также случаи освобождения от платы отдельных категорий землепользователей: органов государственной власти и местного самоуправления; государственных и муниципальных предприятий и учреждений (бюджетных, казенных, автономных) (пункт 1.8 раздела 1).
Полномочиями по обращению с административным исковым заявлением в защиту публичных интересов административный истец законом не наделен.
Из содержания административного иска Салех О.В. и приложенных в его обоснование документов следует, что нарушение своих прав административный истец усматривает в том, что полностью несет бремя содержания части арендуемого земельного участка, занятой ЛЭП, в результате чего в соответствии с спариваемым правовым регулированием у ГУП РК "Крымэнерго" как лица, в хозяйственном ведении которого находятся объекты электросетевого хозяйства, по мнению истца, возникает неосновательное обогащение.
Между тем, вопросы компенсационного характера не являются предметом регулирования оспариваемого нормативного правового акта.
Исходя из взаимосвязанных положений пунктов 1.1 и 1.3 Общих положений, подпункта 2 пункта 2.13 раздела 2 и подпункта 4 пункта 4.1 раздела 4 оспариваемого Постановления, оно касается порядка и условий использования публичных земель, свободных от прав граждан или юридических лиц, то есть, нормативный акт регулирует отношения, субъектом которых административный истец не является, его нормы не затрагивают права и законные интересы Салех О.В. как арендатора земельного участка.
Административным истцом оспариваются исключительно вопросы освобождения от платы за пользование публичными земельными участками для размещения объектов энергетики, поименованных в пункте 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.
Как следует из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 ноября 2023 г. оспариваемые положения Постановления Совета министров Республики Крым к административному истцу не применялись.
Принадлежность административному истцу объектов электросетевого хозяйства в материалах дела своего подтверждения не нашла и опровергается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Крым по делам N А83-12920/2020, N 83-18455/2021.
Приведенные выше обстоятельства в силу положений части 1 статьи 214, части 1 статьи 194, части 1 статьи 128, пункта 4 статьи 309 КАС РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 5, 19 постановления от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", являются основанием для отмены решения суда и прекращения производства по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2023 г. отменить, производство по административному делу прекратить.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.