Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Солдатовой С.В. и Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-221/2023 по административному иску Абдулабекова А.М. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 г, которым административные исковые требования Абдулабекова А.М. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан ФИО заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО об отсутствии оснований к отмене решения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 г. N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 01 декабря 2021 г. N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данные приказы размещены на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Пунктом N приложения к перечню на 2021 год, пунктом N приложения к перечню на 2022 год указан объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположены по адресу: "адрес"
Абдулабеков А.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня на 2021 год, в редакции с изменениями, внесенными приказом Министерства от 17 декабря 2020 г. N 322, пункта N Перечня на 2022 год, которым в оспариваемые нормативные-правовые акты включен принадлежащий ему объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
В обоснование требований указал, что включение объекта недвижимости в Перечни на 2021, 2022 гг. является результатом допущенной ошибки, поскольку данный объект недвижимости не относится к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы Абдулабекова А.М, поскольку это привело к необоснованному увеличению размера подлежащего уплате налога на имущество физических лиц.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года административное исковое заявление Абдулабекова А.М. удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт N приложения к приказу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30.11.2020 года N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в редакции приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 17.12.2020 года N 322, которым в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определятся как кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Признан недействующим со дня принятия пункт 422 приложения к приказу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 01.12.2021 года N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
На Министерство по имущественным и земельным отношениям Республики Дагестан возложена обязанность опубликовать сообщение о настоящем судебном решении на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В апелляционной жалобе Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан считает решение Верховного Суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 г. незаконным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы указывает, что объект недвижимого имущества, принадлежащий Абдулабекову А.М, относится к объектам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, поскольку расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания. Здание предназначено для использования объекта бытового обслуживания.
В возражениях на апелляционную жалобу Абдулабеков А.М. считает решение Верховного Суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан ФИО, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Дагестан, считает решение Верховного Суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Прокурор ФИО дала заключение о законности решения Верховного Суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, электронной и заказной почтой, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, ходатайств об отложении рассмотрении дела не предоставили.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определилрассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, ФИО, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что Абдулабеков А.М. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, которое оспариваемыми нормативными-правовыми актами включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021-2022 г.г. и на основании положений статьи 402 НК РФ, закона Республики Дагестан от 6 ноября 2018 г. N 64 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости", решения Собрания депутатов сельского поселения "село Бабаюрт" Бабаюртовского района Республики Дагестан от 16.11.2018 г N 134-сс "О налоге на имущество физических лиц" ставка налога на имущество установлена в повышенном размере, Абдулабеков А.М. обладает правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судебной коллегией установлено, что органом исполнительной власти Республики Дагестан, на который возложены полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, которое принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности; определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений); направляет перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет" (пункты 3.3.2, 3.3.37, 3.3.38, 3.3.39, 3.3.40 Положения о Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 г. N 48 "Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан").
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестана в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Абдулабеков А.М. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, площадью 2 002, 3 кв.м, расположенное по адресу "адрес" назначение "нежилое", наименование "здание ремонтно-механической мастерской, материальных складов, навеса, проходной" с 30.05.2021 года, объект недвижимости снят с кадастрового учета 13.02.2023 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, указанное здание находилось в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15 937 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", относившийся к категории "земли населенных пунктов", имевшего вид разрешенного использования "под здание ремонтно-механической мастерской, материальных складов, навеса, проходной", снятого с кадастрового учета 15.08.2022 г.
В материалах дела представлен технический паспорт ДД.ММ.ГГГГ, составленный ГУП "Даштехинветаризация", согласно которому спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, представлял собой единый имущественный комплекс, состоял из здания ремонтно-механических мастерских (литер А), пяти материальных складов (литеры NN 1, 2, 4, 5, 6), навеса (литер N 3) и проходной (литер N 7).
Административный ответчик указал, что единый имущественный комплекс был включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2021-2022гг, поскольку в состав объекта недвижимого имущества входят ремонтно-механические мастерские, предназначенные для оказания бытовых услуг населению, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, предусматривает размещение объекта бытового обслуживания, что соответствует критериям, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на момент составления технического паспорта (ДД.ММ.ГГГГ) правообладателем данного объекта недвижимости являлось государственное унитарное предприятия "данные изъяты", что свидетельствует о том, что входящие в состав спорного объекта недвижимости ремонтно-механические мастерские использовались в целях ремонта и обслуживания принадлежащих государственному унитарному предприятию технических средств.
Как следует из акта от 10.04.2021 года, составленного комиссией, созданной постановлением главы администрации сел. Бабаюрт Бабаюртовского района Республики Дагестан от 29.03.2012 года N 02 на основании заявления Абдулабекова А.М, здание ремонтно-механических мастерских (литер А) снесено в 2011 году в связи с непригодностью для дальнейшего использования и невозможностью восстановления ввиду ветхого состояния.
Указанные обстоятельства подтверждается также пояснениями административного истца о сносе ремонтно-механических мастерских в 2011 году.
С учетом того, что здание ремонтно-механической мастерских было фактически снесено в 2011 году, а иные здания, входящие в имущественный комплекс: материальные склады, проходная, навес не соответствуют критериям, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования административного иска Абдулабекова А.М. при наличии к тому правовых оснований.
С учетом изложенного судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 6 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.