Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 октября 2010 г. по делу N А68-1941/10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "В" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации муниципального образования Алексинский район - В.О.Е. - представитель, доверенность от 04.06.2010 N 24, от Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от ГУ ТО "А" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Территориального управления Росимущества в Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от прокуратуры Тульской области - С.О.А - представитель, доверенность от 26.04.2010 N 08/2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Алексинский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2010 по делу N А68-1941/10, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим постановления Главы администрации муниципального образования Алексинский район от 04.12.2009 N 2435 "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 71:01:010301:729 к категории земель "земли лесного фонда"".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2010 заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 19.05.1998 ООО "В" приобрело у ОАО "К" базу отдыха "О", расположенную на территории Алексинского лесхоза Алексинского района, состоящую из трех сборных щитовых домиков.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2007 по делу N А68-ГП-428/7-06 за ООО "В" было признано право собственности на ряд объектов недвижимости, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, муниципальное образование Буныревское, Сотинское лесничество, база отдыха "В". Право собственности на эти объекты недвижимости было зарегистрировано заявителем в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.06.2006, от 29.03.2007, от 30.03.2007.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:010301:729, на котором расположена база отдыха "О", площадью 2,5 га находился у ОАО "К" на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство от 27.01.1993 N 34-1).
Постановлением Администрации муниципального образования Алексинский район от 04.12.2009 N 2435 "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 71:01:010301:729 к категории земель "земли лесного фонда"", опубликованном в газете "Алексинские вести" от 24.03.2010 N 12 (13635), вышеуказанный земельный участок отнесен к категории "земли лесного фонда" с разрешенным использованием "для иного разрешенного использования, не связанного с лесопользованием".
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда послужило основанием для отказа ООО "В" в приобретении земельного участка в собственность.
Не согласившись с указанным постановлением от 04.12.2009 N 2435, ООО "В" оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого нормативного акта недействующим является несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьёй 8 Земельного кодекса Российской Федерации определение категории земель и земельных участков является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), в результате которой определяется не конкретный их пользователь и правила пользования землей этим пользователем, а определяется назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляется контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.
Определение категории земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей, влечет правовые последствия в виде установления (изменения) правового режима использования земель, который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц.
Таким образом, оспариваемое постановление от 04.12.2009 N 2435 обладает всеми признаками нормативного правового акта.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Частью 4 ст. 14 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
При этом отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 14 Закона N 172-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 172-ФЗ, до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
В иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 15 Закона N 172-ФЗ).
В силу ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок на котором находятся объекты недвижимости ООО "В" не входит в состав земель населённых пунктов и относится к числу тех, государственная собственность на которые не разграничена.
Законом Тульской области от 09.11.1999 N 158-ЗТО "О государственной собственности Тульской области" полномочия по отнесению таких земель к определенной категории либо переводу земель в другую категорию органам местного самоуправления не делегированы.
На основании данных обстоятельств и изложенных выше норм законодательства арбитражный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что полномочия по отнесению таких земель к определенной категории либо переводу земель в другую осуществляют органы власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемое постановление принято Главой администрации муниципального образования Алексинский район с превышением его полномочий, установленных законом, а поэтому суд правомерно признал его недействительным.
Кроме того, судом правильно указано, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы ООО "В", связанные с приобретением им прав на земельный участок, занимаемый находящимися в собственности последнего объектами недвижимости.
Ссылки органа местного самоуправления на то, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда обоснованно отклонены арбитражным судом.
В силу статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного акта закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли этот акт.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Как установлено судом, согласно кадастровой выписки о земельном участке Алексинского лесхоза с кадастровым номером 71:01:000000:3 (земли лесного фонда), площадью 209 990 000 кв. м, кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 71:01:01:0301:729, площадью 25 000 кв., на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "В", границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В ответе Управления Росреестра по Тульской области от 08.06.2010 N 02-06/2-1599 на запрос суда также указано, что сведения о вхождении земельного участка с кадастровым номером 71:01:01:0301:729 в границы земельного участка с кадастровым номером 71:01:000000:3 отсутствуют.
На основании изложенного, арбитражный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Администрацией не представлены документы, безусловно свидетельствующие об отнесении земельного участка с кадастровым номером 71:01:010301:729 к категории земель "земли лесного фонда".
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд правомерно признал оспариваемый нормативный акт недействующим.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2010 по делу N А68-1941/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом Тульской области от 09.11.1999 N 158-ЗТО "О государственной собственности Тульской области" полномочия по отнесению таких земель к определенной категории либо переводу земель в другую категорию органам местного самоуправления не делегированы.
...
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Как установлено судом, согласно кадастровой выписки о земельном участке Алексинского лесхоза с кадастровым номером 71:01:000000:3 (земли лесного фонда), площадью 209 990 000 кв. м, кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 71:01:01:0301:729, площадью 25 000 кв., на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "В", границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 октября 2010 г. по делу N А68-1941/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании