Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-74/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Концепт Девелопмент" о признании нормативного правового акта недействующим в части
с апелляционной жалобой мэра города Новосибирска и мэрии города Новосибирска на решение Новосибирского областного суда от 13 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Концепт Девелопмент" Дворкиной А.Б, представителя Совета депутатов города Новосибирска Звягиной Ж.А, представителя мэра города Новосибирска, мэрии города Новосибирска и департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Надеина А.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Концепт Девелопмент" (далее - ООО "Специализированный застройщик "Концепт Девелопмент", Общество) обратилось в Новосибирский областной суд с административным иском, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующим со дня вступления в силу решения суда пункт 1.1.25 решения Совета депутатов города Новосибирска от 22 марта 2023 года N 501 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" (далее - Решение N 501) и Приложение 25 к Решению N 501 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в Ленинском районе города Новосибирска, к территориальной зоне озеленения (Р-2).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды земельного участка от 3 октября 2018 года N являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Согласно Генеральному плану города Новосибирска, а также карте функциональных зон города Новосибирска, являющейся его приложением, данный земельный участок целиком расположен в границах общественно-деловой зоны, а согласно градостроительному плану земельного участка он расположен в территориальной зоне "подзона специализированной многоэтажной общественной застройки" (ОД-4.3), при этом в соответствии с утвержденным проектом планировки территории земельный участок целиком расположен в зоне специализированной средней и многоэтажной общественной застройки. Обществом в 2020-2022 годах получены разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (стоянок), расположенных на спорном земельном участке, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, виды разрешенного использования и параметры объектов капитального строительства соответствуют ранее установленным Правилам землепользования и застройки города Новосибирска и проекту планировки территории. Оспариваемым Решением N 501 в карту градостроительного зонирования внесены изменения путем изменения территориальной зоны спорного земельного участка с подзоны специализированной многоэтажной общественной застройки (ОД-4.3) на зону озеленения (Р-2) (Приложение 25), что ограничивает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и принадлежащими на праве собственности объектами капитального строительства, расположенными в границах участка, создает препятствия к осуществлению коммерческой деятельности и ведет к снижению рыночной стоимости имущества.
Решением Новосибирского областного суда от 13 сентября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе мэр города Новосибирска и мэрия города Новосибирска, полагая решение суда незаконным, просят его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств дела, недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значения для дела, нарушение норм материального права. По мнению апеллянтов, противоречий нормативного правового акта в оспариваемой части положениям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, не установлено. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что при разработке изменений в Правила землепользования и застройки города Новосибирска учитывалось существующее (фактическое) землепользование земельного участка с кадастровым номером N, который имеет вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание (3.1) - стоянки. В границах территориальной зоны озеленения (Р-2) предусмотрена возможность размещения объектов с таким видом разрешенного использования как коммунальное обслуживание (3.1), включающее в себя размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, при этом содержание данного вида разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Россрестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, включает в себя виды разрешенного использования с кодами 3.1.1-3.1.2, в числе которых стоянки. Ссылаясь на заключение судебной экспертизы по делу N N, рассмотренному Арбитражным судом Новосибирской области, необоснованно отклоненное судом в качестве доказательства при рассмотрении настоящего административного дела, указывают на невозможность иной застройки спорного земельного участка ввиду особых условий использования территории в зоне воздействия неблагоприятных техногенных факторов, требующих наличия зеленых защитных насаждений.
Вместе с тем данные особенности территории позволяют эксплуатацию объектов коммунального строительства с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание", в связи с чем нарушение прав и законных интересов административного истца отсутствует. Кроме того, при разработке изменений в Правила землепользования и застройки учитывалась деятельность рабочей группы по вопросу развития территории города Новосибирска, проект оспариваемого решения рассматривался на заседаниях специально созданной комиссии, состоящей из депутатов и сотрудников аппарата Совета депутатов города Новосибирска, были проведены общественные обсуждения проекта решения, при этом при его доработке сохранены предложения об изменении территориального зонирования указанного земельного участка. Апеллянты полагают, что территориальная зона Р-2 на спорном земельном участке установлена с учетом положений Генерального плана города Новосибирска и определенных им параметров функциональной общественно-деловой зоны, процедура принятия оспариваемого нормативного акта соблюдена.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они указывают на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании представитель мэра города Новосибирска, мэрии города Новосибирска и департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Надеин А.Ю, представитель Совета депутатов города Новосибирска Звягина Ж.А. доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель ООО "Специализированный застройщик "Концепт Девелопмент" Дворкина А.Б. возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документом градостроительного зонирования муниципального образования являются правила землепользования и застройки, а документом территориального планирования - генеральный план городского округа (пункт 8 части 1 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план, в частности, содержит карту функциональных зон, также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; составной частью Правил является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 8 части 1 статьи 1, пункт 2 части 2 и часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области от 2 июня 2004 года N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" город Новосибирск наделен статусом городского округа.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 28 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007 года N 616, Совет депутатов города Новосибирска является представительным органом муниципального образования города Новосибирска. Совет депутатов города Новосибирска состоит из пятидесяти депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет депутатов города Новосибирска в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные правовые решения (части 1, 4, 5).
Совет депутатов города Новосибирска по вопросам, отнесенным к его полномочиям федеральными законами, законами Новосибирской области и настоящим Уставом, принимает решения. Решения Совета депутатов города Новосибирска, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Новосибирска, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов города Новосибирска, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (части 1, 3 статьи 55 Устава города Новосибирска).
К полномочиям Совета депутатов города Новосибирска относится утверждение Правил землепользования и застройки города Новосибирска (пункт 8 части 2 статьи 35 Устава города Новосибирска).
Мэр города Новосибирска принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска (пункт 24 части 1 статьи 38 Устава города Новосибирска).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Совета депутатов города Новосибирска от 26 декабря 2007 года N 824 утвержден Генеральный план города Новосибирска (далее - Генеральный план).
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 года N 1288 утверждены Правила землепользования и застройки города Новосибирска (далее - Правила землепользования и застройки).
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 22 марта 2023 года N 501 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Новосибирска, согласно пункту 1.1.25 указанного решения в приложении 2 подзона специализированной среднеэтажной общественной застройки (ОД-4.2), подзона специализированной многоэтажной общественной застройки (ОД-4.3) в границах территории изменена на зону озеленения (Р-2) согласно приложению 25.
Пунктом 2 Решения N 501 предусмотрено, что оно вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Решение N 501 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации города Новосибирска http://www.nskpravo.info 23 марта 2023 года, а также в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" от 23 марта 2023 года N 12, что соответствует положениям части 4 статьи 51 Устава города Новосибирска.
С учетом изложенных норм закона, положений Устава города Новосибирска и установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в установленной форме, опубликован в установленном порядке, что сторонами не оспаривалось.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о наличии у административного истца права на подачу настоящего административного иска, поскольку он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и полагает, что данным актом нарушены его права и законные интересы.
Судом установлено, что ООО "Специализированный застройщик" "Концепт Девелопмент" на основании договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 3 октября 2018 года N, заключенного с мэрией города Новосибирска (с учетом договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 1 апреля 2019 года N, соглашения переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 9 июня 2020 года N, дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 4 сентября 2020 года N), являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 20 901 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования: коммунальное обслуживание (3.1) - стоянки, категория земель: земли населенных пунктов.
На момент рассмотрения настоящего административно-правового спора административный истец приобрел спорный земельный участок в собственность на основании заключенного с мэрией города Новосибирска договора купли-продажи от 14 июня 2023 года N.
Кроме того, установлено, что в результате принятия оспариваемого решения Совета депутатов была изменена территориальная зона, в которой расположен спорный земельный участок, с подзоны специализированной многоэтажной общественной застройки (ОД-4.3) на зону озеленения (Р-2).
Проверив порядок внесения изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, суд нарушений установленной градостроительным законодательством процедуры правомерно не установил.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 17 января 2023 года мэрией города Новосибирска принято постановление N 233 "О проведении общественных обсуждений по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска".
Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" от 26 января 2023 года N 3.
Общественные обсуждения по проекту решения проведены с 26 января 2023 года по 22 февраля 2023 года.
21 февраля 2023 года подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска".
Заключение о результатах общественных обсуждений от 21 февраля 2023 года опубликовано в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" от 22 февраля 2023 года N 7.
9 марта 2023 года проект решения Совета депутатов города Новосибирска "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" с приложениями направлен в Совет депутатов города Новосибирска.
15 марта 2023 года постоянной комиссией по муниципальной собственности Совета депутатов города Новосибирска принято решение N 109 о рекомендации постоянной комиссии по градостроительству внести проект решения на рассмотрение сессии Совета депутатов города Новосибирска в первом чтении.
17 марта 2023 года, рассмотрев проект Решения N 501, постоянная комиссия по градостроительству рекомендовала Совету депутатов города Новосибирска принять проект в двух чтениях.
Решение "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" принято на сессии Совета депутатов города Новосибирска 22 марта 2023 года в двух чтениях.
Разрешая заявленные требования по существу, суд установилнесоответствие оспариваемого в части решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда о том, что территориальная зона в границах земельного участка, правообладателем которых является административный истец, согласно Решению N 501 установлена без надлежащего обоснования, без учета существующего землепользования, не соответствует функциональному зонированию, установленному Генеральным планом города Новосибирска, являются правильными и мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статей 1, 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодательством о градостроительной деятельности установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования его генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Как следует из материалов дела, в соответствии с картой функционального зонирования Генерального плана города Новосибирска земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне общественно-деловой застройки.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, до внесения в нее изменений Решением N 501, указанный земельный участок был расположен в зоне специализированной общественной застройки, а именно в подзоне специализированной многоэтажной общественной застройки ОД-4.3.
Таким образом, отнесение земельного участка к территориальной зоне ОД-4.3 совпадало с его функциональным назначением, установленным Генеральным планом.
Как указывалось выше, в результате принятия оспариваемого решения N 501 в отношении земельного участка с кадастровым номером N была изменена территориальная зона с подзоны специализированной многоэтажной общественной застройки (ОД-4.3) на зону озеленения (Р-2), которая, как установлено судом, Генеральному плану города Новосибирска не соответствует и установлена произвольно.
При этом судом учтено, что карта планируемого размещения объектов местного значения города Новосибирска в области массового отдыха (рекреации) и озелененных территорий общего пользования Генерального плана города Новосибирска сведений о размещении в границах земельного участка с кадастровым номером N объектов массового отдыха (рекреации), а также территорий общего пользования не содержит.
Судом также дана оценка доводам стороны административного истца со ссылкой на письмо и.о. Губернатора Новосибирской области от 26 июля 2022 года как на предложение об изменении территориальной зоны в отношении земельного участка, которые обоснованно не приняты во внимание, поскольку данное предложение было связано лишь с вопросом определения рыночной цены спорного земельного участка.
Какие-либо иные доказательства, обосновывающие необходимость установления зоны озеленения в границах спорного земельного участка, то, что данный земельный участок будет использоваться в целях рекреации либо представляет для города и его жителей какую-либо экологическую ценность, в материалах дела отсутствуют. Наоборот, как верно указал суд первой инстанции, из представленных сторонами документов прослеживаются последовательные действия органа местного самоуправления по застройке спорной территории.
Судом правомерно отклонены доводы представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, указывающих в обоснование отсутствия нарушения прав Общества на заключение эксперта, полученное в рамках рассмотрения дела N А45-18740/2022, поскольку оно не обладает признаками относимости доказательств в рамках рассматриваемого спора.
Вопреки утверждениям апеллянтов установление зоны Р-2 нарушает права и законные интересы собственника земельного участка, препятствует его надлежащему использованию, устанавливает ограничения по эффективности эксплуатации участка (строительство и реконструкция объектов капитального строительства).
Так, согласно статье 27 Правил землепользования и застройки города Новосибирска для зоны Р-2 установлены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: питомники; обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; отдых (рекреация); деятельность по особой охране и изучению природы; историко-культурная деятельность; водные объекты; общее пользование водными объектами; земельные участки (территории) общего пользования; улично-дорожная сеть, благоустройство территории.
Наличие в территориальной зоне Р-2 условно разрешенного вида использования "коммунальное обслуживание" также не свидетельствует о правомерности ее установления в отношении спорного земельного участка, поскольку градостроительный регламент указанной зоны не предусматривает возможность размещения стоянок.
При таких обстоятельствах суд в обжалуемом решении верно указал, что у административного ответчика отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Новосибирска в части территориального зонирования земельного участка, владельцем которого является административный истец.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, по существу повторяют позицию в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем являются несостоятельными.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вместе с тем, оставляя обжалуемое решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции учитывает, что в абзаце втором резолютивной части решения Новосибирского областного суда от 13 сентября 2023 года содержится описка в указании номера приложения к Решению N 501, а именно вместо "Приложение 25" указано "Приложение 1".
Данная описка в силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежит исправлению судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэра города Новосибирска и мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
В абзаце втором резолютивной части решения Новосибирского областного суда от 13 сентября 2023 года исправить допущенную описку: вместо "Приложение 1" считать правильным "Приложение 25".
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.