Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 октября 2010 г. по делу N А09-3231/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя М.В.В. - юрисконсульта (дов. от 23.08.2010 N 4895 пост.), от налогового органа С.Е.А. - главного специалиста-эксперта (дов. от 12.07.2010 N 11345 пост.), от третьего лица не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2010 по делу N А09-3231/2010, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "С" г. Брянска обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области по направлению повторно на взыскание в филиал ОАО КБ "С" в г. Брянске инкассовых поручений N 3227 на сумму 170 284 руб. и N 3226 на сумму 568 735 руб., а также признании указанных инкассовых поручений не подлежащими исполнению.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Брянской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Брянской области проведена выездная налоговая проверка МУП "С" г. Брянска, по результатам которой принято решение от 24.01.2005 N 131/11 о доначислении предприятию акциза на нефтепродукты в сумме 739 018 руб., начислении пеней в сумме 139 325 руб. и взыскании штрафа в размере 147 804 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации, а также направлено требование от 27.01.2005 N 4934 об уплате указанных сумм акциза и пеней в срок до 12.02.2005.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.09.2006 предприятию отказано в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения инспекции по итогам выездной налоговой проверки от 24.01.2005 N 131/11, определением суда от 27.04.2007 отменена обеспечительная мера в виде приостановления действия оспариваемого решения инспекции.
В связи с неисполнением требования от 27.01.2005 N 4934 в добровольном порядке налоговым органом принято решение от 16.05.2007 N 21425 о взыскании 739 019 рублей акциза за счет денежных средств предприятия на счетах в банках и в ОАО КАБ "Б" налоговым органом 21.05.2007 направлены инкассовые поручения от 16.05.2007 N 19831 на сумму 568 735 руб. и N 19832 на сумму 170 284 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.04.2008 по делу N А09-3194/2007-20, оставленным в силе Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 решение инспекции от 16.05.2007 N 21425 признано вынесенным с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.11.2009, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010, по делу N А09-9156/2009 признаны незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области по возобновлению 10.09.2009 исполнения решений от 16.05.2007 N 17273, N 17274 о приостановлении операций по счетам в банках и по возобновлению списания денежных средств в сумме 739019 руб. акцизов по инкассовым поручениям от 16.05.2007 N 19831, N 19832, поскольку на момент возобновления оспариваемых решений действовали обеспечительные меры, принятые определением от 17.05.2007 по делу N А09-3194/2007-20.
19.04.2010 межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Брянской области в адрес ОАО КБ "С" в г. Брянске направлены инкассовые поручения N 3227 на сумму 170 284 руб. и N 3226 на сумму 568 735 руб. на взыскание в бесспорном порядке акциза в общей сумме 739 019 руб.
Полагая, что указанные действия инспекции являются незаконными, а инкассовые поручения не подлежащими исполнению, МУП "С" г. Брянска обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренным статьями 46 и 47 НК РФ.
Согласно пунктам 2, 3 ст. 46 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Брянской области направила предприятию требование от 27.01.2005 N 4934 об уплате доначисленного акциза и пеней в срок до 12.02.2005.
Решение о взыскании задолженности N 21425 принято налоговым органом 16.05.2007 после отмены обеспечительной меры судом 27.04.2007, то есть с соблюдением срока, установленного п. 3 ст. 46 НК Российской Федерации.
Инкассовые поручения от 16.05.2007 N N 19831 и 19832 о взыскании акциза в сумме 739 019 рублей направлены налоговым органом в ОАО КАБ "Б" 21.05.2007 также без нарушения налогового законодательства.
Таким образом, инспекцией начата предусмотренная статьей 46 НК РФ процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания налога.
Из положений пунктов 3, 4 и 7 статьи 46 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) следует, что начатая налоговым органом процедура бесспорного взыскания налоговым органом налога путем вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика- организации должна быть продолжена путем направления соответствующего поручения в банк, а затем и вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации, если на счетах налогоплательщика в банке недостаточно или отсутствуют денежные средства или отсутствует информация о счетах налогоплательщика. То есть статья 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 НК РФ. Поэтому налоговый орган, своевременно приняв предусмотренное пунктом 2 статьи 46 НК РФ решение о взыскании и направив в банк инкассовые поручения, обязан довести до конца начатую им процедуру бесспорного взыскания недоимки, а именно вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации.
Поскольку в рассматриваемом случае инспекция приняла решение от 16.05.2007 о взыскании с МУП "С" г. Брянска задолженности N 21425, а также 21.05.2007 направила инкассовые поручения от 16.05.2007 N N 19831 и 19832 о взыскании акциза в сумме 739019 рублей в ОАО КАБ "Б", то есть начала процедуру бесспорного (внесудебного) взыскания налога, кассационная инстанция находит не соответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации довод инспекции о наличии у нее права в случае возврата банком инкассовых поручений в адрес налоговой инспекции в связи с закрытием расчетного счета вновь направить поручение в банк.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для повторного выставления инкассовых поручений 19.04.2010.
Кроме того, в инкассовых поручениях в графе "назначение платежа" в нарушение п. 24 приложения N 16 к Положению Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 N 2-п указано решение инспекции о взыскании N 2472, которое налоговой инспекцией не принималось.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано признал действие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области по направлению инкассовых поручений N 3227 на сумму 170 284 руб. и N 3226 на сумму 568 735 руб. незаконным, а указанные инкассовые поручения не подлежащими исполнению.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2010 по делу N А09-3231/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу
межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в рассматриваемом случае инспекция приняла решение от 16.05.2007 о взыскании с МУП "С" г. Брянска задолженности N 21425, а также 21.05.2007 направила инкассовые поручения от 16.05.2007 N N 19831 и 19832 о взыскании акциза в сумме 739019 рублей в ОАО КАБ "Б", то есть начала процедуру бесспорного (внесудебного) взыскания налога, кассационная инстанция находит не соответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации довод инспекции о наличии у нее права в случае возврата банком инкассовых поручений в адрес налоговой инспекции в связи с закрытием расчетного счета вновь направить поручение в банк.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для повторного выставления инкассовых поручений 19.04.2010.
Кроме того, в инкассовых поручениях в графе "назначение платежа" в нарушение п. 24 приложения N 16 к Положению Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 N 2-п указано решение инспекции о взыскании N 2472, которое налоговой инспекцией не принималось."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 октября 2010 г. по делу N А09-3231/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании