Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 октября 2010 г. по делу N А62-9393/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2011 г. N ВАС-18471/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "Д" - Т.В.В. - представитель (доверенность N 4-Д от 20.01.2010 г.), П.А.А. - юрисконсульт (доверенность N 04-Д/33 от 12.01.2010 г.), Г.И.Ю. - представитель (доверенность N 3Д от 20.01.2010 г.), от ответчиков: ОАО "М" - П.О.В. - представитель (доверенность от 07.10.2010 г.), Л.В.В. - представитель (доверенность от 13.01.2010 г.), Б.А.М. - представитель (доверенность от 17.08.2010 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Д" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А62-9393/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Д" (далее - ОАО "Д") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "М" (далее - ОАО "М") об урегулировании разногласий по содержанию отдельных пунктов 2.2.2., 3.2.2., 3.2.20., 3.4.1., 3.5.9., 4.7., 6.2., 6.6., 8.6. договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009 года.
Решением арбитражного суда от 31.03.2010 спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
- пункт 2.2.2: "Плановые объемы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам и классам напряжений и величина заявленной мощности энергопринимающих устройств Заказчика (Приложении N 4 к Договору)";
- пункт 3.2.2 "Соблюдать согласованный Сторонами режим потребления активной/реактивной электрической энергии и мощности, установленный Договором. В случаях, систематического (2 и более раза в течение календарного года) превышения Заказчиком величины заявленной мощности более чем на 10 процентов при определении обстоятельств по Договору, используется величина максимальной мощности энергопринимающих устройств Заказчика;
- пункт 3.2.20: "Направлять в письменном виде Исполнителю: ежегодно сведения о плановой величине заявленной мощности на следующий календарный год в отношении каждой точки поставки, а также сведения об объеме потребления электрической энергии и мощности суммарно по всем точкам поставки на следующий календарный год с распределением по месяцам не позднее 1 апреля текущего года с возможностью последующей корректировки не позднее 1 ноября текущего года. В случае увеличения величины заявленной мощности в часы максимума энергосистемы по сравнению с ее величиной в текущем году, согласовать новый заявленный максимум с Исполнителем; сведения о корректировке величины заявленной мощности в связи с вводом в эксплуатацию новых или реконструкцией ранее присоединенных энергопринимающих устройств Заказчика, не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала расчетного периода; сведения о корректировке договорных объемов потребляемой электроэнергии на следующий квартал - не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала квартала.";
- второй абзац пункта 3.4.1. исключить;
- пункт 3.5.9. "Вводить в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) при выявлении фактов бездоговорного потребления Заказчиком электрической энергии";
- пункт 4.7 "При непредставлении Заказчиком ведомости показаний расчетных приборов учета (Приложение N 7 к Договору) расчет за оказанные услуги по передаче электрической энергии производится по договорной величине мощности и по среднесуточному расходу электрической энергии предыдущего расчетного периода с последующим перерасчетом. Расчет по среднесуточному расходу не может превышать более 2 (двух) расчетных периодов подряд";
- пункт 6.2 "Оплата услуг по передаче электрической энергии и мощности производится по тарифам, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов, платежным поручением Заказчика или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, в следующие сроки оплаты:
- до 26 числа текущего месяца 25% стоимости величины электрической мощности предстоящего расчетного периода, указанной в Приложении N 4 к Договору;
- три платежа каждый не позднее 5-го, 10-го, 20-го числа расчетного месяца равными частями от стоимости договорной величины электрической энергии и мощности, указанной в приложении N 4 к настоящему договору" окончательный расчет за услуги по передаче электрической энергии и мощности, принятые Заказчиком, производится в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом авансовых платежей Заказчика, осуществленных в соответствии с условиями настоящего пункта Договора. Окончательный расчет производится после получения Заказчиком от Исполнителя до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, сканированных копий с последующим предоставлением оригиналов до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, следующих документов: (Далее по тексту)";
- пункт 6.6 "Стоимость услуг Исполнителя по передаче электрической энергии рассчитывается по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для каждого уровня (класса) напряжения отдельно как сумма произведений фактического потребления электрической энергии на ставку по оплате технологического расхода (оплата потерь) электрической энергии в сетях Исполнителя и заявленной величины электрической мощности на ставку за содержание электрических сетей Исполнителя. (Далее по тексту)".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами в части разрешения разногласий по пункту 6.6 договора по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009, ОАО "Д" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты в указанной части отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы судов в части принятия п. 6.6 договора в редакции ответчика основаны на неправильном применении норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о применимости к спорным правоотношениям Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 является ошибочным.
Также заявитель кассационной жалобы считает, что условие об указании величины заявленной мощности в силу закона является обязательным для договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика доводы кассационной жалобы отклонили, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Как установлено судом, 21.10.2009 г. ОАО "Д" направило в адрес ОАО "М" (в лице филиала ОАО "М" - "С") проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009г. (письмо N 17/2-4958 от 20.10.2009 г.).
09.11.2009 истцом получен от ответчика акцепт оферты на иных условиях: - протокол разногласий к договору N 208001/П оказания услуг по передаче электрической энергии от 20.10.2009 года (письмо от 05.11.2009 г. N МРСК-СМ/23/2355).
В названном письме ответчик указал, что ОАО "М" - "С" не может подписать договор оказания услуг по передаче электрической энергии в редакции ОАО "Д" и предложил принять отдельные пункты договора в своей редакции.
Таким образом, между истцом и ответчиком при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 208001/П от 20.10.2009 г. возник спор по содержанию отдельных пунктов, в том числе и по пункту 6.6.
Как усматривается из материалов дела, разногласия с изложением указанных пунктов договора возникли в связи с желанием истца включить в условия договора возможность корректировки заявленной мощности с учетом фактически принятой мощности, осуществляя тем самым корректировку планового месячного объема, что влияет на определение стоимости услуг по передаче электроэнергии, с учетом фактической величины использованной мощности за расчетный период.
Согласно ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что принятые по делу судебные акты обжалуются заявителем кассационной жалобы только в части его несогласия с принятой судами редакцией п. 6.6 договора N 208001/П от 20.10.2009 г., они являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции лишь в обжалуемой части.
Суды первой и апелляционной инстанции, рассматривая дело, пришли к выводу о том, что п. 6.6. договора N 208001/П от 20.10.2009 г. подлежит принятию в редакции предложенной ответчиком.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, истец просил суд принять п. 6.6. договора в следующей редакции: 6.6. Стоимость услуг Исполнителя по передаче электрической энергии рассчитывается по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для каждого уровня (класса) напряжения отдельно как сумма произведений фактического потребления электрической энергии на ставку по оплате технологического расхода (оплата потерь) электрической энергии в сетях Исполнителя и фактического потребления электрической мощности на ставку за содержание электрических сетей Исполнителя. (Далее по тексту)".
Редакция п. 6.6 договора ответчиком была изложена следующая: "Стоимость услуг Исполнителя по передаче электрической энергии рассчитывается по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для каждого уровня (класса) напряжения отдельно как сумма произведений фактического потребления электрической энергии на ставку по оплате технологического расхода (оплате потерь) электрической энергии в сетях Исполнителя и заявленной величины электрической мощности на ставку за содержание электрических сетей Исполнителя (Далее по тексту)".
В силу статей 1, 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
Согласно п. 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила 530) договоры оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в порядке, установленном "Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861)
Пункт 13 Правил N 861 предусматривает обязанность по включению в заключаемый договор на передачу электрической энергии условия о величине заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения.
Пункт 16 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования) устанавливает, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации осуществляющей регулируемую деятельность от реализации каждого вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Таким образом, тариф является расчетной величиной и зависит от двух составляющих: суммы необходимой валовой выручки и расчетного объема продукции (услуг).
Учет степени использования (заявленной или присоединенной) мощности электрической сети при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном потребительском рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 06.08.2004 г. N 20-э/2) (далее Методические указания) предусмотрен расчёт единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых компаний на очередной период регулирования одновременно в двух вариантах:
- двухставочный тариф, включающий в себя единую ставку на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчёте на МВт заявленной мощности потребителя и единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в процессе её передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения;
- одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость услуг по передаче электрической энергии в МВтч.
Постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике N 181 от 25.12.2008 г. (Приложение N 3), N 246 от 25.12.2009 г. (Приложение N 3) установлены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых организаций Смоленской области. В указанных Постановлениях ставка на содержание электрических сетей при применении двухставочного тарифа исчисляется в руб/кВт.мес. (на 2009 г) и руб/МВт.мес. (на 2010 г.).
Расчетный годовой объем оказываемых услуг в соответствии с п. 16 Основ ценообразования определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации.
Сводный баланс формируется ФСТ России с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, коммерческого оператора и системного оператора оптового рынка электрической энергии.
Основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органом регулирования субъекта Российской Федерации и проверенные системным оператором предложения каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организации, поставщиков, покупателей - участников оптового рынков электрической энергии и мощности, всех сетевых компаний.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций, оказывающих услуги, на суммарную присоединенную мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования.
Таким образом, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в роли расчетного объема услуг выступает присоединенная (заявленная) мощность, определенная в соответствии со сводным балансом. Отклонение же от величины мощности в случае применения в расчетах величины фактической мощности, учтенной при расчете тарифа, влечет завышение или занижение регулируемой цены.
Довод заявителя кассационной жалобы о возможности применения в расчетах величины фактически использованной мощности не может быть принят во внимание, поскольку п. 14 Правил N 861 предусмотрено использование данной величины в рамках отношений по передаче электрической энергии только в случае систематического (2 и более раза в течении календарного года) превышения потребителем величины заявленной мощности более чем на 10 процентов; при этом для потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 750 кВА применяется величина максимальной мощности.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что величина фактически использованной мощности учитывается при определении стоимости услуг лишь в случае неоднократного превышения заявленной мощности.
Кроме того, действующее гражданское законодательство не содержит императивных норм, устанавливающих, что оплате подлежит исключительно фактически потребленный объем электрической мощности.
Пункт 13 Правил N 861 устанавливает как существенное условие, которое должен содержать договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения.
Таким образом, в соответствии с приведенной выше нормой, расчёт по двухставочному тарифу предусматривает использование величины заявленной мощности, согласованной сторонами в договоре умноженной на ставку на содержание электрических сетей (руб/МВт.мес.)
Согласно пункту 2 Правил N 861, под заявленной мощностью понимается предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуги по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Из данного определения заявленной мощности вытекает обязанность сетевой организации обеспечить возможность использования потребителем всей величины заявленной мощности в любой момент в течение срока действия договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Сторонами спора была согласована величина заявленной мощности с разбивкой по месяцам.
Таким образом, вывод суда о применении п. 13 Правил N 861 является обоснованным, поскольку сетевая организация обязана контролировать соблюдение потребителем режима потребления электрической энергии, вести контроль мощности для выявления превышений от заявленной величины, а также для расчётов по второй составляющей двухставочного тарифа на услуги по передаче, то есть оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, где используется объём переданной электрической энергии за расчётный месяц по показаниям приборов учёта потребителя, зафиксированных в договоре.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 136 Правил N 530 в обоснование довода о необходимости применения величины фактической мощности, неосновательна.
Указанный пункт Правил расположен в разделе XII "Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках", а не в разделе IX "Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках" из чего следует, что этот пункт не может и не должен рассматриваться в качестве нормы, устанавливающей требование об оплате потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплаты потерь электрической энергии в электрических сетях исключительно на основании данных, полученных с помощью приборов учета.
Упоминая о возможности расчета за оказанные услуги по передаче электрической энергии как на основании данных, полученных по приборам учета, так и на основании расчетного способа, пункт 136 Правил N 530 не регулирует порядок осуществления этих расчетов, а, следовательно, не может противопоставляться тем нормативным правовым актам, включая Методические указания, которыми непосредственно регулируется порядок оплаты услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, суды обоснованно приняли пункт 6.6. договора оказания услуг по передаче электрической энергии, в редакции, предлагаемой ответчиком, отклонив при этом редакцию истца данного пункта в силу его противоречия действующему законодательству, регулирующему правоотношения в данной сфере.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку выводов судов, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в пределы суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А62-9393/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 136 Правил N 530 в обоснование довода о необходимости применения величины фактической мощности, неосновательна.
Указанный пункт Правил расположен в разделе XII "Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках", а не в разделе IX "Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках" из чего следует, что этот пункт не может и не должен рассматриваться в качестве нормы, устанавливающей требование об оплате потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплаты потерь электрической энергии в электрических сетях исключительно на основании данных, полученных с помощью приборов учета.
Упоминая о возможности расчета за оказанные услуги по передаче электрической энергии как на основании данных, полученных по приборам учета, так и на основании расчетного способа, пункт 136 Правил N 530 не регулирует порядок осуществления этих расчетов, а, следовательно, не может противопоставляться тем нормативным правовым актам, включая Методические указания, которыми непосредственно регулируется порядок оплаты услуг по передаче электрической энергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 октября 2010 г. по делу N А62-9393/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании