Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 ноября 2010 г. по делу N А62-1294/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "А" - А.С.В. - представитель, доверенность от 09.11.2010, от Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию - С.Г.Н. - представитель, доверенность от 08.11.2010, Ф.Т.Ю. - представитель, доверенность от 08.11.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 по делу N А62-1294/2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру (далее - Департамент), выразившихся в неперечислении заявителю субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по полученным кредитам на общую сумму 88 221 624 руб. и обязании уполномоченного органа выплатить субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам от 14.04.2006 N 064300/0176, от 28.06.2006 N 064300/0459, от 07.07.2006 N 064300/0491, от 10.08.2006 N 064300/0623, от 27.02.2007 N 074300/0294, от 21.09.2007 N 074300/0930, от 01.11.2007 N 074300/0950 в размере 88 221 624 руб. в том числе за период с 25.06.2009 по 24.07.2009 в размере 14 742 740 руб., за период с 25.07.2009 по 24.08.2009 в размере 15 404 398 руб., за период с 25.08.2009 по 24.09.2009 в размере 14 956 040 руб., за период с 25.09.2009 по 24.10.2009 в размере 14 342 792 руб., за период с 25.10.2009 по 24.11.2009 в размере 14 694 451 руб., за период с 25.11.2009 по 24.12.2009 в размере 14 081 203 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции от заявителя жалобы поступило ходатайство о его замене в порядке процессуального правопреемства на Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию. При этом суду представлены копии постановлений Администрации Смоленской области от 09.08.2010 N 4610, от 25.08.2010 N 495, распоряжение Губернатора Смоленской области от 12.10.2010 N 1316-р, распоряжение Администрации Смоленской области от 21.10.2010 N 1474-р/адм, а также свидетельство государственной регистрации юридического лица от 29.10.2010, в соответствии с которыми Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру реорганизован с передачей полномочий в Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом правоотношении арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции производит замену Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру на Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "А" по виду осуществляемой деятельности является сельскохозяйственным товаропроизводителем, привлекающим на возвратной и платной основе в рамках программы "Развитие агропромышленного комплекса" кредитные средства, направляемые на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, приобретение племенных животных, на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов, в ОАО "Р".
В соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 69, от 29.12.2006 N 834, от 29.12.2007 N 1001 заявитель в период 2006, 2007, 2008 годы являлся получателем бюджетных субсидий (федеральный и областной бюджеты) на возмещение части затрат на уплату процентов по вышеуказанным кредитным договорам.
В 2009 году ООО "А" также включено уполномоченным органом в перечень получателей аналогичных субсидий, которые выделялись в соответствии с Правилами распределения и предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90.
Поскольку с июля 2009 года предоставление Обществу субсидий прекратилось, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Постановлением Администрации Смоленской области от 04.10.2008 N 537 утверждена долгосрочная областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2009-2012 годы", одним из мероприятий которой является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), указанным в подразделе "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе" раздела VI "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства" Государственной программы.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 20.08.2009 N 973-р/адм в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, Департамент определен как уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) утверждены Правила распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Постановлением Администрации Смоленской области от 20.01.2009 N 5 утвержден "Порядок предоставления в 2009 году субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2009 - 2012 годы" (далее - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации N 90 для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), следующие документы:
а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат (далее - заявление);
б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);
в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;
г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
В соответствии с положениями пункта 3.2.4 Порядка условием предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) является представление заемщиками в Департамент следующих документов:
- заявления о предоставлении средств на возмещение части затрат;
- справки налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (при подаче заявления, далее - ежеквартально);
- копии кредитного договора (договора займа), заверенной кредитной организацией;
- копии графика погашения кредита (займа), заверенной кредитной организацией;
- копии графика уплаты процентов, заверенной кредитной организацией;
- копии выписки из ссудного счета заемщика, подтверждающей получение кредита, или документа, подтверждающего получение займа, заверенной кредитной организацией;
- документа с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам);
- документов, подтверждающих целевое использование кредитов (займов), по перечню согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
- расчета размера субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) по соответствующим категориям заемщиков по формам согласно приложениям N 4, 5 к настоящему Порядку;
- копий документов, подтверждающих своевременную уплату процентов и основного долга по кредиту (займу), заверенных кредитной организацией.
Департамент после проверки документов, указанных в подпункте 3.2.4 настоящего пункта, перечисляет причитающиеся суммы на расчетные счета заемщиков, указанные в расчетах размера субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) (пункт 3.2.5 Порядка).
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) предоставляются заемщикам за счет средств областного бюджета в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, за счет средств федерального бюджета - в размере 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, - в размере не менее 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России за счет средств областного бюджета, в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России за счет средств федерального бюджета (пункт 3.2.6 Порядка).
Расчет размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа) - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (пункт 3.2.8 Порядка).
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) предоставляются заемщику при условии выполнения им обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются (пункт 3.2.9 Порядка).
Из материалов дела видно, что Общество, как сельскохозяйственный товаропроизводитель, в период с 2006 по 2009 годы являлось получателем бюджетных субсидий (федеральный и областной бюджеты) на возмещение части затрат на уплату процентов по указанным выше кредитным договорам, заключенным с ОАО "Р".
При этом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "А" в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы, подтверждающие целевое расходование субсидий по перечню, определенному указанными нормативными актами, а также уплату основного долга и процентов по кредитным договорам.
Основанием для приостановления с 25.06.2009 выплат Обществу субсидий послужил факт изъятия в Департаменте документов, на основании которых должны производиться эти выплаты.
Изъятие документов осуществлялось на основании постановления следственных органов от 09.07.2009 в рамках расследования уголовного дела N 55140.
Письмом от 18.08.2009 Департамент уведомил Общество о приостановлении выплаты субсидий в связи с изъятием документов, на основании которых такая выплата производится. Также письмом от 03.09.2009 Обществу предложено восстановить и представить Департаменту необходимый пакет документов.
Общество 12.11.2009 повторно представило в Департамент документы, однако выплата субсидий последним не возобновлена в связи с недостаточностью этих документов и их неполнотой.
Посчитав действия Департамента, связанные с неперечислением субсидий, незаконными, Общество обратилось в суд за защитой нарушенного права.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, а также представленные в материалах дела документы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "А" в установленном порядке подтвердило своё право на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам от 14.04.2006 N 064300/0176, от 28.06.2006 N 064300/0459, от 07.07.2006 N 064300/0491, от 10.08.2006 N 064300/0623, от 27.02.2007 N 074300/0294, от 21.09.2007 N 074300/0930, от 01.11.2007 N 074300/0950 на общую сумму 88 221 624 руб.
Ссылка Департамента на то, что соответствующие документы заявителем представлены только в суд первой инстанции, обоснованно отклонена судебными инстанциями.
Как указано выше, ООО "А" в период 2006, 2007, 2008 годы являлось получателем бюджетных субсидий (федеральный и областной бюджеты) на возмещение части затрат на уплату процентов по вышеназванным кредитным договорам, а следовательно, все необходимые документы, предусмотренные п. 3.2.4 Порядка, были заявителем представлены при принятии решения о предоставлении субсидий.
Факт изъятия следственными органами документов, дающих Обществу право на получение субсидий, не мог являться основанием для приостановления этих выплат, так как указанные действия совершались помимо воли заявителя.
Взаимодействие со следственными органами по вопросу изъятия документов должен был осуществлять Департамент, у которого изымались эти документы.
При этом лицо, у которого изымаются документы, не лишено возможности получить копии изымаемых документов.
Учитывая изложенное, действия Департамента, связанные с приостановлением выплат субсидий ООО "А", судом правомерно признаны незаконными.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства Общество повторно собрало необходимый пакет документов для получения субсидий.
Исследовав указанные документы, суд пришел к выводу, что Общество в полном объёме доказало факт целевого использования кредитных средств и исполнения своих обязательств по кредитным договорам.
Оснований для переоценки указанных выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, в кассационной инстанции не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что протокол судебного заседания подписан не уполномоченным лицом, подлежит отклонению, поскольку определением Арбитражного суда Смоленской области от 12.07.2010 указанная техническая ошибка исправлена.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 по делу N А62-1294/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа) - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (пункт 3.2.8 Порядка).
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) предоставляются заемщику при условии выполнения им обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются (пункт 3.2.9 Порядка).
...
Как указано выше, ООО "А" в период 2006, 2007, 2008 годы являлось получателем бюджетных субсидий (федеральный и областной бюджеты) на возмещение части затрат на уплату процентов по вышеназванным кредитным договорам, а следовательно, все необходимые документы, предусмотренные п. 3.2.4 Порядка, были заявителем представлены при принятии решения о предоставлении субсидий."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 ноября 2010 г. по делу N А62-1294/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании