Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 ноября 2010 г. по делу N А48-3900/2008(12)
(извлечение)
См. также определение ФАС ЦО от 1 сентября 2011 г. N Ф10-4572/10 по делу N А48-3900/2008 и постановление ФАС ЦО от 1 ноября 2011 г. N Ф10-4572/10 по делу N А48-3900/08-20Б
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя: ТУФА УГИ в Орловской области - не явились, извещены надлежаще; от конкурсного управляющего ОАО "О" Ч.В.М. - не явились, извещены надлежаще; от ИФНС России по Советскому району г. Орла - не явились, извещены надлежаще; от Росреестра по Орловской области - не явились, извещены надлежаще; от УФССП по Орловской области - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на определение Арбитражного суда Орловской области от 30.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 по делу N А48-3900/2008(12), установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее ТУФА УГИ в Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Открытому акционерному обществу "О" (далее ОАО "О") о включении в реестр требований кредиторов его требования в размере 535 697, 12 руб.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 19.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, привлечен уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба России в лице ИФНС России по Советскому району г. Орла.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 30.04.2010 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУФА УГИ в Орловской области просит вышеназванные судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области. Заявитель жалобы указывает, что суды первой и апелляционной инстанции не применили бюджетное законодательство, подлежащее применению. Считает, что заявленные требования в рамках настоящего дела предусмотрены как Гражданским кодексом Российской Федерации (денежные обязательства), так и Бюджетным кодексом Российской Федерации (дивиденды по акциям, принадлежащим РФ, относятся к доходам бюджета РФ).
В порядке ст. 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым оспариваемые судебные акты оставить без изменения по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решением Арбитражного суда Орловской области от 03.06.2009 ОАО "О" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена М.И.Г.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.04.2008 по делу N А48-4907/07-4 с должника в пользу заявителя взыскано 800 578, 30 руб., из них 779 000 руб. - дивиденды, 21 578, 30 руб. проценты за просрочку исполнения денежного обязательства, а также расходы по госпошлине в сумме 14 505,78 руб.
На основании указанного решения выдан исполнительный лист, который предъявлен для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
В ходе исполнительного производства часть суммы задолженности должником погашена.
Согласно уведомлению Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам остаток непогашенной задолженности перед заявителем составляет 535 697,12 руб.
В связи с тем, что должник не исполнил в полном объеме решение суда о взыскании задолженности и в отношении него была введена процедура банкротства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" под конкурсными кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Установив, что ТУФА УГИ в Орловской области являлось единственным учредителем (участником) владельцем 28 490 шт. обыкновенных, именных, бездокументарных акций ОАО "О" и требования заявителя вытекают из его участия в ОАО "О", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что такие требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
При этом судебные инстанции правомерно, исходя из смысла указанной нормы права, указали, что риск отрицательных последствий, связанных с деятельностью юридического лица, несут его учредители (участники), в связи с чем, они могут заявлять свои требования лишь на имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех других кредиторов.
При изложенных обстоятельствах, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что требование ТУ Росимущества в Орловской области не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника, так как территориальное управление не является конкурсным кредитором должника и порядок удовлетворения требований кредиторов, связанных с требованиями его учредителей (участников) (в том числе и бывших) по обязательствам, вытекающим из такого участия, регламентирован статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права.
Оснований для отмены определения Арбитражного суда Орловской области от 30.04.2010 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение Арбитражного суда Орловской области от 30.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 по делу N А48-3900/2008(12) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 ноября 2010 г. по делу N А48-3900/2008(12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании