Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 ноября 2010 г. по делу N А68-13228/09
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2011 г. N ВАС-1818/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 декабря 2011 г. N Ф10-4162/10 по делу N А68-13228/2009 и от 15 ноября 2011 г. N Ф10-4162/10 по делу N А68-13228/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, надлежаще извещены, от ответчика - Г.А.Е. - представитель (доверенность N 25-11-27/2384 от 23.11. 2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Т" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу N А68-13228/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 147349969 руб. 13 коп. в возмещение убытков, связанных с предоставлением в 2007 году отдельной категории граждан льгот по проезду транспортом общего пользования.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2009 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено публично-правовое образование Тульская область в лице Департамента финансов Тульской области. ООО "Т" просило взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ 37 927 975 руб. 31 коп., с публично-правового образования Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области - 109 421 993 руб. 82 коп.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2009 требование истца к публично-правовому образованию Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области о взыскании убытков в сумме 109 421 993 руб. 82 коп. выделено в отдельное производство и передано по подсудности в Арбитражный суд Тульской области.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил суд взыскать с публично-правового образования Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области за счет казны Тульской области 66574651 руб. 11 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.03.2010 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ООО "Т" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
Представитель ответчика отклонил доводы кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и основанными.
Представители истца в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" на территории Тульской области введен единый месячный льготный проездной билет на все виды городского пассажирского и автомобильного транспорта общего пользования пригородных маршрутов для отдельной категории граждан Тульской области. Стоимость единого месячного льготного проездного билета составила 170 рублей.
Постановлениями Администрации Тульской области от 28.02.2005 N 163, от 18.01.2006 N 47, от 10.03.2007 N 114 утвержден Порядок финансирования из бюджета Тульской области расходов на покрытие убытков организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом, в соответствии с которым из бюджета Тульской области подлежат возмещению убытки организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, возникающие в результате реализации единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области.
В соответствии с указанными нормативными актами между МУП "Т" и Администрацией Тульской области заключен договор N 65-К-54/7034 от 29.12.2006, в соответствии с которым Администрация Тульской области обязалась возмещать МУП "Т" для организаций, осуществляющих пассажирские перевозки в г. Туле общественным транспортом, 135 руб. за каждый проданный билет для отдельной категории граждан Тульской области за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом Тульской области "О бюджете Тульской области на 2007 год".
В свою очередь, между ООО "Т" и МУП "Т" заключен агентский договор N Т147 от 01.06.2006, в соответствии с которым последнее обязалось по поручению истца за вознаграждение получать от Администрации Тульской области и перечислять денежные средства, причитающиеся истцу в качестве возмещения убытков, понесенных в связи с предоставлением отдельной категории граждан льготного проезда по единому месячному льготному проездному билету.
Согласно постановлению Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 115 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электротранспортом" стоимость проезда пассажиров или провоза одного местобагажа в городском транспорте с апреля 2007 года составила 7 руб., в период с января по март включительно стоимость одной поездки составляла 6 руб.
Ссылаясь на то, что в связи с бездействием государственных органов истец понес убытки в виде разницы между стоимостью одной поездки льготного пассажира и одной поездки не льготного пассажира, ООО "Т" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названной правовой нормы лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Т" является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по единым месячным льготным проездным билетам.
В 2007 году общество оказывало льготные услуги городских пассажирских перевозок на автобусах и троллейбусах гражданам, включенным в региональный регистр льготников.
Единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан введен постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 и установлен в размере 170 рублей.
Постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 в пользу организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом, предусмотрено возмещение в размере 135 руб. за каждый проданный ЕМЛПБ.
Постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 115 с апреля 2007 года стоимость проезда пассажиров или провоз одного местобагажа в городском пассажирском транспорте за одну поездку установлена в размере 7 рублей. В период с января по март (включительно) стоимость одной поездки составляла 6 рублей.
По мнения истца, сумма убытков представляет собой разницу между стоимостью одной поездки льготного пассажира и одной поездки не льготного пассажира.
Материалами дела установлено, что обязанность по компенсации расходов, связанных с перевозкой пассажиров по ЕМЛПБ, в соответствии с Законом "О бюджете Тульской области на 2007 год", постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 и договорами исполнена публично-правовым образованием - Тульской областью в полном объеме.
Кроме того, в соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Являясь коммерческой организацией, истец был вправе при несогласии (возражениях) с условиями договора, в том числе в части установленного размера возмещения расходов, не заключать такой договор либо расторгнуть его, если исполнение договора могло привести к возникновению убытков.
Вместе с тем, истец, добровольно осуществляя перевозку льготников и заключая договор N Т-147 от 01.06.2006, должен был предвидеть, что расходы от их перевозки будут возмещаться за счет бюджетных средств исключительно в порядке, установленном постановлением Администрации Тульской области.
Учитывая, что доказательства в обоснование наличия и размера понесенных обществом расходов истцом в материалы дела не представлены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, и основаны на неверном толковании закона.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу N А68-13228/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела установлено, что обязанность по компенсации расходов, связанных с перевозкой пассажиров по ЕМЛПБ, в соответствии с Законом "О бюджете Тульской области на 2007 год", постановлением Администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 и договорами исполнена публично-правовым образованием - Тульской областью в полном объеме.
Кроме того, в соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 ноября 2010 г. по делу N А68-13228/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании