Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 ноября 2010 г. по делу N А64-1662/2010
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2011 г. N ВАС-2804/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области - О.А.А. - представитель, доверенность от 23.11.2010 N 02-23/28, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области - Б.В.В. - представитель, доверенность от 22.09.2009 N 11/6663, от Управления Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области - А.Г.М. - представитель, доверенность от 22.03.2010 N 03-17/2,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области и Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 по делу N А64-1662/2010, установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области от 18.03.2010 N 164-р.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2010 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах заявители просят указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, нежилое административное здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. З., 12, площадью 3856,6 кв. м., является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области, что подтверждается свидетельством о регистрации права 68-АА 930690 от 15.04.2009.
Часть данного административного здания площадью 1912,4 кв. м. используется Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области по договору безвозмездного пользования от 21.06.2005.
На основании обращения Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области и поручений Росимущества Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области проведена проверка условий размещения Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области в административном здании по адресу: г. Тамбов, ул. З., 12, по результатам которой составлен акт от 05.11.2009.
Как следует из акта указанной проверки, часть административного здания не используется налоговым органом более 15 лет, потребность последнего в площадях на момент проверки составляла примерно 1 200 кв. м.
По результатам проверки Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области принято распоряжение от 18.03.2010 N 164-р, котором пятиэтажное административное здание литер А, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. З., д. 12, разделено на два нежилых помещения, одно из которых (общей площадью 1 944,20 кв. м.) закреплено на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области.
Не согласившись с указанным распоряжением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области оспорила его в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, права государственного учреждения на закрепленное за ним собственником имущество определяются в соответствии со статьёй 296 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что неиспользование налоговым органом в течение 15 лет спорного федерального имущества, закреплённого за последним на праве оперативного управления, не может свидетельствовать об отсутствии у Инспекции потребности в использовании изъятой части помещения.
Как следует из материалов дела, изначально административное здание по улице Космодемьянской, 12 предоставлялось органам налоговой службы по Тамбовской области.
На основании договора о совместном использовании нежилого помещения от 01.02.1994 года часть указанного здания (4 и 5 этажи полностью и 1/2 часть первого этажа) была передана Управлению Департамента Российской Федерации налоговой полиции.
В связи с упразднением органов налоговой полиции Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Тамбовской области на основании заключенных договоров безвозмездного пользования часть вышеуказанного здания передавалась в пользование Государственному комитету Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Тамбовской области.
Таким образом, неиспользование налоговым органом спорных помещений было обусловлено не отсутствием потребности в этих помещениях, а в связи с их передачей другому органу исполнительной власти.
Указанные выводы суда также подтверждены и тем, что по иску налогового органа решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3046/03-7 на Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области возлагалась обязанность освободить занимаемое помещение.
Кроме того, письмом от 25.08.2009 N 01.3-35/07510 УФНС России по Тамбовской области потребовало от Управления ФСКН по Тамбовской области прекратить отношения по договору безвозмездного пользования, а также освободить занимаемые помещения, в связи с возникшей необходимостью использовать данное помещение в деятельности налоговых органов.
При таких обстоятельствах спора суд пришёл к правильному выводу о том, что Территориальным управлением Росимущества по Тамбовской области при принятии решения об изъятии из оперативного управления налогового органа федерального имущества факт владения последним этим имуществом как излишним доказан не был.
Как следует из материалов дела, право оперативного управления на нежилое здание площадью 3856,6 кв. м., расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. З., 12, зарегистрировано в установленном порядке за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области.
Оснований для прекращения вещного права, предусмотренных статьёй 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, у уполномоченного органа не имелось.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и помещений" установлен минимальный размер (9 кв. м.) площади на одного сотрудника организации при размещении в помещениях, используемых в ее уставной деятельности.
Площадь административного здания, превышающая указанные нормативы, не может считаться излишней.
В материалах настоящего дела имеются сведения о предстоящей реорганизации налогового органа путем увеличения штатной численности сотрудников Инспекции.
При этом в 2007 году произошло объединение двух налоговых органов: Инспекции ФНС по Тамбовскому району и Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области в Межрайонную ИФНС России N 1 по Тамбовской области.
Указанные обстоятельства, а также представленные налоговым органом сведения о штатной численности его сотрудников ТУ Росимущества в Тамбовской области документально не опровергнуты.
Оценив вышеуказанные обстоятельства спора, а также имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что изъятие на основании оспариваемого распоряжения части закрепленных за заявителем помещений влечет за собой ограничения в осуществлении профессиональной деятельности Межрайонной ИФНС России N 1 по Тамбовской области и нарушает целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление Инспекции.
Оснований для переоценки указанных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права и обязанности налогового органа, в связи с чем правомерно признано недействительным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 по делу N А64-1662/2010 оставить без изменения, а кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области и Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, права государственного учреждения на закрепленное за ним собственником имущество определяются в соответствии со статьёй 296 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
...
Оснований для прекращения вещного права, предусмотренных статьёй 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, у уполномоченного органа не имелось.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и помещений" установлен минимальный размер (9 кв. м.) площади на одного сотрудника организации при размещении в помещениях, используемых в ее уставной деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А64-1662/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании