Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 декабря 2010 г. N Ф10-5585/2010 по делу N А35-7682/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2011 г. N ВАС-3263/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 апреля 2012 г. N Ф10-5585/10 по делу N А35-7682/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Комитета по управлению имуществом Курской области - П.И.Л. - представит. (дов. от 11.01.2010 N 01-20/18, пост.); от третьего лица: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 27.02.2010) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А35-7682/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма "К" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) от 15.07.2009 N 01-18/1418 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дейнеки, 1Б" в части пункта 3 в котором указано, что выкупная цена участка установлена в размере 1046180,68 руб. согласно расчету выкупной цены, являющемуся неотъемлемой частью настоящего решения, в пункте 1.4. которого указана цель использования участка кадастровый номер 46:29:103021:0042 для торговой деятельности, а в пункте 2 кадастровая стоимость 41847227,36 руб., а также в части указания в пункте 2 решения о передаче земельного участка для (оптовой торговли).
Решением суда от 27.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2010 решение суда от 27.02.2010 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального законодательства, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Комитета, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, согласно акта на право пользования землей от 15.07.1993 A-I N 087213, земельный участок по адресу г. Курск, ул. Д., 16 площадью 0,36 га выделен Обществу в бессрочное пользование.
В дальнейшем земельный участок по адресу г. Курск, ул. Д., 16 площадью 0,36 га был размежеван, уточнена его площадь 3596 кв. м, а также данный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 46:29:103021:0042.
16 декабря 2008 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о передаче в собственность указанного участка.
15 июля 2009 года Комитетом принято решение N 01-18/1418 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Д., 1Б". В пункте 3 вышеназванного решения установлена выкупная цена участка в размере 1046180,68 руб. В пункте 1.4. расчета выкупной цены (Приложение N 1 к решению) указана разрешенная цель использования участка - для торговой деятельности.
20 июля 2009 года Комитетом в адрес Общества был направлен проект договора купли-продажи указанного земельного участка, в соответствии с условиями которого выкупная цена определена исходя из целей использования данного земельного участка - для торговой деятельности.
Посчитав, что решение Комитета N 01-18/1418 в части п. 3 с указанием выкупной цены участка в размере 1046180,68 руб. согласно расчета, и п. 1.4. с указанием разрешенной цели использования участка для торговой деятельности противоречит закону и фактическому использованию земель, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из ст. 1 Закона Курской области от 24.03.2008 N 9-ЗКО "О цене земельных участков, находящихся в населенных пунктах Курской области, а также за пределами границ населенных пунктов Курской области, при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" следует, что до 01.01.2010 выкупная цена земли в населенных пунктах Курской области, а также за пределами границ населенных пунктов Курской области устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области", п. 1 Постановления Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска является Комитет по управлению имуществом Курской области.
Постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 (п. 2) также установлено, что максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска - до 200 кв. м, а свыше 200 кв. м - на основании решений органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. Государственная кадастровая оценка земель поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен, информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов обязано выполнить территориальное управление Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оказание услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель.
В силу абзаца 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Кадастровым планом от 26.02.2004 N 2004-08-1852-с, кадастровым паспортом от 16.10.2008 N 29-03/08-15212 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103021:0042, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Д., 1-б предназначен для производственно-хозяйственной деятельности.
Комитет считает, что поскольку отсутствует такой разрешенный вид использования земель как производственно-хозяйственная деятельность, а земельный участок с кадастровым номером 46:29:103021:0042 по адресу г. Курск, ул. Д. 1-б расположен согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Курск" (далее - Правила землепользования), утвержденных 23.10.2007 решением Курского городского Собрания N 388-3-РС, в зоне жилой высокоэтажной застройки, где не предусмотрено размещение производственных объектов, то его решение об изменении разрешенного вида использования участка, является правильным.
Однако, Правилами землепользования определено следующее:
п. 1.3.3 порядок использования и застройки территории, установленный настоящими Правилами, применяется: при формировании новых и изменении существующих земельных участков, осуществляемых на основе документации по планировке территории муниципального образования "Город Курск", подготавливаемых в порядке, установленном в главе 3 части I настоящих Правил; при изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, осуществляемого в порядке, установленном в главе 4 части I настоящих Правил; при строительстве (реконструкции) капитальных зданий и сооружений, осуществляемом в порядке, установленном в главе 5 части I настоящих Правил.
п. 1.3.4. Соблюдение установленного настоящими Правилами порядка использования и застройки территории муниципального образования "Город Курск" обеспечивается Администрацией города Курска: при подготовке и принятии решений о разработке документации по планировке и межеванию территории муниципального образования "Город Курск"; при согласовании технических заданий на разработку проектов планировки и проектов межевания территорий; при проверке подготовленной на основании решения уполномоченных органов документации по планировке и межеванию территории на соответствие установленным законодательством требованиям; при утверждении документации по планировке и межеванию территории; при подготовке и выдаче заинтересованным физическим и юридическим лицам градостроительных планов земельных участков и иной архитектурно-планировочной документации; при выдаче разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства; при выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; при выдаче разрешений на строительство; при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; при осуществлении контроля за использованием объектов градостроительной деятельности в процессе их эксплуатации.
По вопросу использования земельных участков, виды разрешенного пользования которых не соответствуют Правилам землепользования, в п. 1.6.3. Правил определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Кроме того, пунктом 4.1.5. Правил землепользования установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, Правила землепользования не предоставляют законных оснований Комитету при существующих обстоятельствах по делу изменять разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103021:0042, расположенного по адресу г. Курск, ул. Д. 1-б, который соответствует фактически осуществляемой деятельности, на иной вид использования участка.
Комитет не указан в Правилах землепользования в качестве органа, осуществляющего контроль за соблюдением данных Правил землепользования, а исходя из положения п. 4.1.5. Правил землепользования Комитет, являясь органом государственной власти, при изменении разрешенного вида использования земельного участка обязан согласовывать такие изменения. Однако, такого согласования при принятии обжалуемого решения Комитетом сделано не было.
Таким образом, вывод суда, что действующим законодательством изменение разрешенного вида использования земель отнесено к полномочиям Управления Роснедвижимости по Курской области, а не Комитета, является законным и обоснованным.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А35-7682/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По вопросу использования земельных участков, виды разрешенного пользования которых не соответствуют Правилам землепользования, в п. 1.6.3. Правил определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Кроме того, пунктом 4.1.5. Правил землепользования установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, Правила землепользования не предоставляют законных оснований Комитету при существующих обстоятельствах по делу изменять разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103021:0042, расположенного по адресу г. Курск, ул. Д. 1-б, который соответствует фактически осуществляемой деятельности, на иной вид использования участка.
Комитет не указан в Правилах землепользования в качестве органа, осуществляющего контроль за соблюдением данных Правил землепользования, а исходя из положения п. 4.1.5. Правил землепользования Комитет, являясь органом государственной власти, при изменении разрешенного вида использования земельного участка обязан согласовывать такие изменения. Однако, такого согласования при принятии обжалуемого решения Комитетом сделано не было."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2010 г. . N Ф10-5585/2010 по делу N А35-7682/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании