Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 декабря 2010 г. по делу N А14-1739/2010/62/5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 по делу N А14-1739/2010/62/5, установил:
Нововоронежская городская Дума (далее - Дума) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 30.12.2009 N 261-15к (уточненное требование).
Решением суда от 29.03.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2010 решение суда от 29.03.2010 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, решением Думы от 29.05.2008 N 688 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства городского округа - город Нововоронеж" была утверждена Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа - город Нововоронеж (далее - Концепция).
Согласно п. 1 данной Концепции предполагалось создание муниципальным образованием городской округ - город Нововоронеж в лице администрации городского округа город Нововоронеж пяти обществ с ограниченной ответственностью со 100% участием муниципального образования - ООО "П", ООО "Ж 1", ООО "Ж", ООО "Ж 3", ООО "Б".
Пункт 2 Концепции предполагает переуступку созданными обществами друг другу равных долей участия в каждом обществе, в результате чего доля муниципального образования в каждом обществе уменьшена до 20%, остальные 80% долей участия будут равномерно замещены долями каждого из созданных обществ.
Решением УФАС от 30.12.2009 N 261-15к Дума была признана нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), что выразилось в принятии решения от 29.05.2008 N 688, утвердившего Концепцию, реализация положений которого приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции; выдать Нововоронежской городской Думе предписание об устранении нарушений ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ путем отмены решения от 29.05.2008 N 688.
По предписанию от 30.12.2009 N 261-15к Дума должна была устранить нарушения п. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ путем отмены решения от 29.05.2008 N 688 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства городского округа - город Нововоронеж" в течение 60 дней с момента получения данного предписания, с учетом регламента работы Нововоронежской городской Думы.
Дума, посчитав указанные решение и предписание антимонопольного органа незаконными, нарушающими ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в суд с рассмотренными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что антимонопольный орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что реализация Концепции привела к ограничению конкуренции, а также не доказал и саму возможность наступления негативных последствий, предусмотренных п. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
Статья 4 Закона N 135-ФЗ определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ запрещается федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено и издание муниципальных правовых актов.
Часть 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ определяет, что муниципальный правовой акт представляет решение по вопросам местного значения, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее обязательные правила поведения.
Часть 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ определяет, что муниципальный правовой акт не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Деятельность обществ с ограниченной ответственностью, а также переход долей или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Закона N 14-ФЗ участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 1 Концепции общества: ООО "Б", ООО "Ж 1", ООО "Ж", ООО "Ж 3", ООО "П" созданы со 100% участием муниципального образования.
Положения ст. 51 Закона N 131-ФЗ не позволяют органам местного самоуправления от имени муниципального образования создавать общества с ограниченной ответственностью со 100% долей муниципального образования в уставном капитале обществ. Речь идет о муниципальных предприятиях и учреждениях, а также о межмуниципальных хозяйственных обществах, которыми не являются созданные общества: ООО "Б", ООО "Ж 1", ООО "Ж", ООО "Ж 3".
Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Нововоронеж разработана на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который также не предусматривает создания муниципальными образованиями каких-либо организаций частной формы собственности, в частности, обществ с ограниченной ответственностью.
Таким образом, принятие Думой решения от 29.05.2009 N 688, утверждающего Концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Нововоронеж, реализация положений которого ставит отдельных хозяйствующих субъектов - ООО "Ж", ООО "Ж 3" в преимущественное положение на рынке управления многоквартирными домами по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе, иными управляющими организациями, ТСЖ, а также и потенциальными участниками рынка, приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 по делу N А14-1739/2010/62/5 отменить.
Отказать Нововоронежской городской Думе в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30.12.2009 N 261-15к.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Деятельность обществ с ограниченной ответственностью, а также переход долей или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Закона N 14-ФЗ участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
...
Положения ст. 51 Закона N 131-ФЗ не позволяют органам местного самоуправления от имени муниципального образования создавать общества с ограниченной ответственностью со 100% долей муниципального образования в уставном капитале обществ. Речь идет о муниципальных предприятиях и учреждениях, а также о межмуниципальных хозяйственных обществах, которыми не являются созданные общества: ... , ... , ... , ... .
Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Нововоронеж разработана на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который также не предусматривает создания муниципальными образованиями каких-либо организаций частной формы собственности, в частности, обществ с ограниченной ответственностью."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 декабря 2010 г. по делу N А14-1739/2010/62/5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании