Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 декабря 2010 г. по делу N А09-2133/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по делу N А09-2133/2010, установил:
Федеральное государственное учреждение "Р" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее - Управление) о признании недействительным приказа Управления от 21.12.2009 N 559 "О проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2010 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что в соответствии со ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Вместе с тем, явившаяся в судебное заседание заместитель руководителя филиала ФГУ "Р" по Брянской области К.А.А. не могла представлять интересы Федерального государственного учреждения "Р", поскольку не имела надлежаще оформленной доверенности.
В силу п. 3 ст. 187 Гражданского кодекса РФ доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.
Поскольку представленная К.А.А. суду кассационной инстанции доверенность в порядке передоверия нотариально не удостоверена, следовательно, эта доверенность не может подтверждать полномочия указанного лица представлять интересы ФГУ "Р".
Таким образом, кассационная жалоба рассматривалась в отсутствие надлежаще уведомленного о месте и времени судебного разбирательства стороны по настоящему делу - ФГУ "Р".
Как следует из материалов дела, на основании письма Брянской природоохранной прокуратуры от 21.12.2009 Управлением издан приказ от 21.12.2009 N 559 о проведении проверки соблюдения филиалом ФГУ "Р" требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений.
Полагая, что данный приказ является незаконным, поскольку Управление не наделено контрольными полномочиями в области семеноводства, нарушает права и законные интересы Учреждения, последний оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений.
Находясь в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, Управление в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в редакции, действовавшей в 2009 году, далее - Положение), на Россельхознадзор возложены функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
К полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (раздел 2 Положения) относятся в том числе осуществление надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности.
Согласно пунктам 5.5 и 5.5.3 Положения Россельхознадзор вправе принимать решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений на границе Российской Федерации и на транспорте.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Федеральное государственное учреждение "Р" образовано распоряжением Правительства от 05.05.2007 N 556-р, предусматривающим реорганизацию в форме слияния находившихся в ведении Минсельхоза Федеральных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций с последующим созданием на их основе Россельхозцентра.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" на Министерство возложена функция осуществления формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений; организация проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений; юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизу заявок, по выдаче патентов, и иных действий, связанных с правовой охраной селекционных достижений, в случаях, предусмотренных законом.
Уставом ФГУ "Р", утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 09.06.2007 N 71-у, предусмотрено, что, являясь правопреемником государственных семенных инспекций и станций защиты растений, Учреждение оказывает государственные услуги в сфере растениеводства, в том числе защиты растений и семеноводства.
Филиал ФГУ "Р" по Брянской области является обособленным структурным подразделением ФГУ "Р" и создан на основании приказа Учреждения от 02.11.2007 N 3.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" под семенным контролем следует понимать мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
В соответствии со статьей 36 указанного Закона сортовой контроль и семенной контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений проводят семенные инспекции (правопреемником которых в настоящее время является Россельхозцентр) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 445 из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 и из пункта 1 Положения N 327 исключены полномочия Россельхознадзора по контролю в сфере селекционных достижений.
В силу п. 1 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 08.10.2009 N 473, данный административный регламент действует в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В пункте 2 указанного административного регламента в перечень нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется исполнение государственной функции в установленной сфере деятельности Россельхознадзора, не включены нормативные правовые акты в области семеноводства.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в 2009 году Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям не было наделено полномочиями по контролю и надзору в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений.
При этом суд из материалов дела не усмотрел, что заявитель является субъектом внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств - их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суды обеих инстанций правомерно указали, что оспариваемый ненормативный правовой акт Управления не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права законные интересы Учреждения.
Довод заявителя о том, что оспариваемый приказ издан на основании требований Брянского природоохранного прокурора обоснованно отклонен, так как в письме Брянской природоохранной прокуратуры от 21.12.2009 N 6к/09 предложено принять меры реагирования в пределах компетенции Управления.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы заявителя, явившиеся обоснованием его позиции, они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, оснований для переоценки установленных судами обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
Кассационная инстанция полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по делу N А09-2133/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 08.10.2009 N 473, данный административный регламент действует в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В пункте 2 указанного административного регламента в перечень нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется исполнение государственной функции в установленной сфере деятельности Россельхознадзора, не включены нормативные правовые акты в области семеноводства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 декабря 2010 г. по делу N А09-2133/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании