Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 марта 2011 г. N Ф10-440/2011 по делу N А23-2813/10А-21-125
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. N 8330/11 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - А.О.В. - представителя (дов. от 16.03.2010 N 40-01/291395, пост.), от налогового органа - Л.Д.А. - представителя (дов. от 11.01.2011 N 2, пост.), Б.О.В. - представителя (дов. от 18.01.2011 N 8, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 г. по делу N А23-2813/10А-21-125, установил:
Индивидуальный предприниматель К.Л.Е. (далее - ИП К.Л.Е., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области (далее - налоговый орган, инспекция) NN 530, 531 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2010 г.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 г. решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Суд кассационной инстанции признает соответствующей нормам материального права правовую позицию судов первой и апелляционной инстанций, отраженную в обжалуемых судебных актах, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области в адрес ИП К.Л.Е. во исполнение решения от 05.03.2010 г. N 002/10-0, вступившего в законную силу 28.04.2010 г., направлены требования N 530, N 531 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2010 г.
Пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что требования N 530, N 531 об уплате налога, сбора, пени, штрафа должны быть направлены в срок не позднее 14.05.2010 г.
Вместе с тем, как установили суды, оспариваемые требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2010 г. были выставлены налогоплательщику только 09.07.2010 г., следовательно, инспекцией существенно нарушен срок, установленный статьей 70 НК РФ, для направления требований.
Требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа) является самостоятельным ненормативным правовым актом, его направление является начальной стадией процесса принудительного взыскания с налогоплательщика указанных в требовании сумм. С учетом этого законодатель подробно регламентировал не только содержание требования (п. 4 ст. 69 НК РФ), но и порядок его вручения (направления) налогоплательщику (п. 6 ст. 69 НК РФ), а также сроки его направления (ст. 70 НК РФ).
Неисполнение требования в установленный в нем срок является моментом начала совершения налоговым органом ряда действий по взысканию указанных в требовании сумм, в том числе принятие решения о взыскании сумм за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).
При этом, согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения, а согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 47 Кодекса решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В случае принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика после истечения указанного срока, такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, увеличение срока, установленного в п. 2 ст. 70 Кодекса, приводит к увеличению срока, в течение которого налоговый орган может произвести взыскание как в порядке, установленном в статьях 46 и 47 Кодекса, так и в судебном порядке, поскольку срок вынесения соответствующих решений и обращения в суд подлежит исчислению после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Поэтому направление требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) в установленный законом срок является одной из гарантий защиты прав налогоплательщиков, и нарушение налоговым органом этого срока следует рассматривать как существенное нарушение прав налогоплательщика.
Иное толкование закона означало бы признание за налоговыми органами права на произвольное продление срока направления требования.
В этой связи довод налогового органа о том, что срок направления требования, установленный в статье 70 Налогового кодекса РФ, не является пресекательным, в случае его пропуска исчисление срока принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 46 Налогового кодекса РФ, обоснованно отклонен судами.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что у судов имелись достаточные основания для вывода о несоответствии оспариваемого требования налогового органа положениям налогового законодательства.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с датой вручения требований не опровергают выводы судов о нарушении срока направления требований, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, определенную статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
В силу изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 г. по делу N А23-2813/10А-21-125 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика после истечения указанного срока, такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, увеличение срока, установленного в п. 2 ст. 70 Кодекса, приводит к увеличению срока, в течение которого налоговый орган может произвести взыскание как в порядке, установленном в статьях 46 и 47 Кодекса, так и в судебном порядке, поскольку срок вынесения соответствующих решений и обращения в суд подлежит исчислению после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Поэтому направление требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) в установленный законом срок является одной из гарантий защиты прав налогоплательщиков, и нарушение налоговым органом этого срока следует рассматривать как существенное нарушение прав налогоплательщика.
Иное толкование закона означало бы признание за налоговыми органами права на произвольное продление срока направления требования.
В этой связи довод налогового органа о том, что срок направления требования, установленный в статье 70 Налогового кодекса РФ, не является пресекательным, в случае его пропуска исчисление срока принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 46 Налогового кодекса РФ, обоснованно отклонен судами."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 марта 2011 г. N Ф10-440/2011 по делу N А23-2813/10А-21-125
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. N 8330/11 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 8330/2011
22.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8330/11
01.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-440/11
25.11.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5038/10