Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 марта 2011 г. N Ф10-1912/2009 по делу N А08-3850/2008-26-6-27
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2009 г. N А08-3850/2008-26-6
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "Б" г. Белгород, ул. С., д. 28, офис 506 - П.М.В. - представителя (дов. б/н. от 14.10.2010), от Белгородской таможни г. Белгород, ул. Н., д. 9а - А.О.В. - зам нач. правового отдела (дов. N 03-51/1 от 12.01.2011), Н.С.А. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 03-51/2 от 12.01.2011), от третьих лиц: ООО "С" г. Белгород, ул. Б., д. 67, офис 107, ООО "Ц" г. Нижний Новгород, ул. Г., д. 11 - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по делу N А08-3850/2008-26-6-27, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (в настоящее время реорганизовано путем присоединения в ООО "Б", далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Белгородской таможни N 10101000/240608/38 от 24.06.2008, которым признаны несоответствующими требованиям законодательства и отменены решения о подтверждении классификационных кодов ТН ВЭД России товаров N 1 и N 2, указанных в ГТД N 10101060/180707/0006837, N 10101060/190907/0009219, N 10101060/301007/0010661, N 10101060/081207/0012021, N 10101060/210807/0008101, N 10101060/161007/0010228, N 10101060/231107/0011492, N 10101060/211207/0012468, N 10101060/250907/0009377, N 10101060/091107/0011069, N 10101060/111207/0012122, N 10101060/230108/0000353, N 10101060/270208/0001370, N 10101060/180208/0001106, N 10101060/110208/0000857, N 10101060/011007/0009626, N 10101060/161107/0011284, N 10101060/151207/0012275, N 10101060/250907/0009375, N 10101060/101107/0010948, N 10101060/081207/0012024, N 10101060/050907/0008668, N 10101060/231007/0010436, N 10101060/031207/0011770, N 10101060/301207/0012840, N 10101060/150208/0001040, N 10101060/310108/0000577, N 10101060/280208/0001407, N 10101060/200208/0001177, N 10101060/280308/0002521, принятые Белгородским западным таможенным постом.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.10.2008 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.05.2009 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения Арбитражным судом Белгородской области принято решение от 26.07.2010, которым заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Белгородская таможня обратилась с кассационной жалобой на решение от 26.07.2010 и постановление от 23.11.2010, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит суд отказать в ее удовлетворении.
ООО "С" (третье лицо) в своем отзыве поддерживает позицию ООО "Б".
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Обществом в течение 2007-2008 годов на таможенную территорию РФ был ввезен товар: 1) бывшие в эксплуатации кабины в сборе для грузового автомобиля марки "Урал-375" с полной массой менее 20 т.; 2) бывшие в эксплуатации шасси к автомобилю марки "Урал-375" в сборе (передний, задний, средние мосты, рулевой механизм, раздаточная коробка, ресиверы, глушители, фаркоп, топливные баки, колеса в сборе).
Указанный товар, путем подачи ГТД N 10101060/180707/0006837, N 10101060/190907/0009219, N 10101060/301007/0010661, N 10101060/081207/0012021, N 10101060/210807/0008101, N 10101060/161007/0010228, N 10101060/231107/0011492, N 10101060/211207/0012468, N 10101060/250907/0009377, N 10101060/091107/0011069, N 10101060/111207/0012122, N 10101060/230108/0000353, N 10101060/270208/0001370, N 10101060/180208/0001106, N 10101060/110208/0000857, N 10101060/011007/0009626, N 10101060/161107/0011284, N 10101060/151207/0012275, N 10101060/250907/0009375, N 10101060/101107/0010948, N 10101060/081207/0012024, N 10101060/050907/0008668, N 10101060/231007/0010436, N 10101060/031207/0011770, N 10101060/301207/0012840, N 10101060/150208/0001040, N 10101060/310108/0000577, N 10101060/280208/0001407, N 10101060/200208/0001177, N 10101060/280308/0002521 был задекларирован в товарных подсубпозициях ТН ВЭД России: товар N 1 - 8707 90 900 9 (прочие кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705), товар N 2 - 8708 99 990 9 (прочие части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705).
Белгородским западным таможенным постом был проведен контроль правильности классификации ввезенного товара, по результатам которого приняты решения о согласии с избранным декларантом кодом ТН ВЭД России.
Отделом товарной номенклатуры и происхождения товара Белгородской таможни, была проведена проверка вышеперечисленных ГТД для установления правильности классификации товаров после выпуска, по результатам которой было принято решение N 10101000/240608/38 от 24.06.2008 о признании несоответствующими требованиям законодательства РФ и отмене указанных решений Белгородского западного таможенного поста о подтверждении классификационных кодов ТН ВЭД России товаров N 1 и N 2.
Полагая, что решение Белгородской таможни N 10101000/240608/38 от 24.06.2008 является незаконным, нарушает его права, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 ст. 40 ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В частности, согласно п.п. 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ в числе сведений о товаре подлежит указанию классификационный код товара по ТН ВЭД.
Положениями ст.ст. 39, 127 ТК РФ установлено, что лицо, перемещающее товар обязано уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
В силу п. 2 ст. 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 718 от 27.11.2006 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" утвержден Таможенный тариф, содержащий основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
При это согласно правилу 2(а) ОПИ ТН ВЭД России любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Данное правило расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основными характеристиками комплектного или готового изделия.
Таким образом, если товар представлен в некомплектном или незавершенном виде, и этот товар обладает основными свойствами готового изделия, то его следует квалифицировать в той товарной позиции, что и комплектный или завершенный товар.
В соответствии с пунктом VII Пояснений к правилу 2а ОПИ ТН ВЭД, подготовленных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации с целью обеспечения единообразной интерпретации и применения этой номенклатуры, термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции.
Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид.
Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
Судом установлено, что на таможенную территорию Российской Федерации Обществом ввезены бывшие в эксплуатации кабины в сборе для грузового автомобиля марки "Урал-375" и бывшие в эксплуатации шасси для грузового автомобиля марки "Урал-375" в сборе (передний, задний, средний мосты, рулевой механизм, раздаточная коробка, ресиверы, глушители, фаркоп, топливные баки, колеса в сборе).
При этом в графе 31 ГДД было указано, что только кабины были в частично разобранном виде для удобства транспортировки.
В отношении возимого шасси таких указаний в ГТД декларантом не делалось, и доказательств того, что шасси было частично разобрано для целей транспортировки Таможней в материалы дела не представлено.
Согласно решению N 10101000/240608/38 от 24.06.2008 ввезенный Обществом товар, по мнению Таможни, подлежал классификации в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России.
Между тем, исходя из наименования группы 87 ТН ВЭД, в нее включаются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
Общими положениями Пояснений ФТС к указанной группе определено, что неукомплектованное или незавершенное транспортное средство классифицируется как соответствующее укомплектованное или готовое транспортное средство при условии, что оно обладает по существу характером последнего.
В товарную позицию 8704 ТН ВЭД включаются моторные транспортные средства для перевозки грузов. В данную позицию в силу Пояснений ФТС также включаются шасси моторных транспортных средств, оборудованные двигателем и кабиной.
В целях разрешения вопроса о соответствии ввезенного Обществом товара свойствам и технических характеристикам укомплектованного или готового транспортного средства, судом была назначена судебная техническая экспертиза, проведение которой было поручено Центру экспертиз Государственного научного центра РФ ФГУП "Н" (определение от 30.07.2009) и ИКЦ ОАО Автомобильный завод "У" (определение от 08.02.2010).
Согласно заключению эксперта ФГУП "Н" от 28.12.2009, бывшие в употреблении шасси в сборе и кабины в сборе к автомобилю "Урал-375", ввезенные Обществом не обладают основным свойством моторного транспортного средства для перевозки грузов (людей). Для доукомплектации ввезенных рам в сборе и кабин в сборе необходимо провести практически все технологические операции производственного процесса сборки автомобиля, установленные изготовителем.
В заключении от 04.05.2010 инженером-конструктором ОАО Автомобильный завод "У" сделан вывод, что ввезенные изделия представляют собой шасси в сборе автомобиля Урал-375Д минимальной комплектации (по типу - отсутствует двигатель, кабина, грузовой кузов (надстройка), кабины в сборе автомобиля Урал-375Д в частично разобранном виде для транспортировки виде, бывшие в эксплуатации.
Для сборки ввезенного товара в единое целое достаточно сборочных операций, при условии доукомплектации. (т. 7 л.д. 81)
Как в заключении эксперта ФГУП "Н" от 28.12.2009 (т. 7 л.д. 2-9), так и в заключении эксперта ОАО Автомобильный завод "У" от 04.05.2010 (т. 7 л.д. 63-127) указывается, что шасси автомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части, механизмов управления.
В сою очередь трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала, полуосей, раздаточной коробки (для полноприводного автомобиля, у которого все мосты ведущие).
Шасси - не предназначенное для эксплуатации транспортное средство не имеющее хотя бы одной составной части из нижеперечисленного: кабина, двигатель, кузов, выпускаемое в обращение с целью дальнейшей достройки.
Минимальна комплектация шасси - отсутствует кабина, двигатель, грузовой кузов (надстройка).
Делая вывод, что спорный товар можно отнести к шасси минимальной комплектации, эксперт не указал, какие именно конструктивные элементы шасси (трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления) имеются в наличии у спорного товара.
Из документов имеющихся в материалах дела (ГТД, спорное решение, документы таможенного контроля, заключения экспертов), следует что товар - "бывшие в эксплуатации шасси к автомобилю марки "Урал-375" в сборе (передний, задний, средние мосты, рулевой механизм, раздаточная коробка, ресиверы, глушители, фаркоп, топливные баки, колеса в сборе)",- не имеет сцепления, коробки передач, также в этих документах ничего не говорится о наличии в спорном товаре промежуточного карданного вала, характерного для шасси автомобиля УРАЛ-375Д.
Как в первом заключении эксперта, так и во втором - нет никакого описания товара который эксперты непосредственно исследовали. В заключениях экспертов есть только теоретические выкладки о том что, должно быть в автомобиле, шасси. Выводы обоих экспертов также сдержат указания, что для сборки ввезенных товаров необходима доукомплектация.
Поэтому суды обоснованно пришли к выводу, для того чтобы ввезенный товар был единым целым - автомобилем, необходимо провести сборочные операции, но при неотъемлемом условии доукомплектации.
В тоже время, как установлено судом, ввезенные Обществом товары не доукомплектовывались, а были реализованы в изначально ввезенном виде, что подтверждается соответствующими счетами-фактурами и товарными накладными.
При этом таможенным органом, в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не доказано, что в спорные товары, одновременно представленные к таможенному оформлению, входят все необходимые и достаточные узлы, и что данные товары готовы для сборки целого изделия.
Судом также обоснованно учтено, что ранее Обществом ввозились на территорию Российской Федерации аналогичные товары. В решении арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-2032/08-13, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, суд согласился с правильностью квалификации заявителем товара - кабины и рамы по кодам 8708 и 8707 ТН ВЭД .
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Таможня неправомерно отменила классификацию Обществом товаров по соответствующим кодам ТН ВЭД принятую Белгородским таможенным постом.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, у суда было достаточно правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного правого акта Белгородской таможни недействительным.
Все доводы кассационной жалобы Белгородской таможни исследовались судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в соответствии со ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по делу N А08-3850/2008-26-6-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как в первом заключении эксперта, так и во втором - нет никакого описания товара который эксперты непосредственно исследовали. В заключениях экспертов есть только теоретические выкладки о том что, должно быть в автомобиле, шасси. Выводы обоих экспертов также сдержат указания, что для сборки ввезенных товаров необходима доукомплектация.
Поэтому суды обоснованно пришли к выводу, для того чтобы ввезенный товар был единым целым - автомобилем, необходимо провести сборочные операции, но при неотъемлемом условии доукомплектации.
В тоже время, как установлено судом, ввезенные Обществом товары не доукомплектовывались, а были реализованы в изначально ввезенном виде, что подтверждается соответствующими счетами-фактурами и товарными накладными.
При этом таможенным органом, в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не доказано, что в спорные товары, одновременно представленные к таможенному оформлению, входят все необходимые и достаточные узлы, и что данные товары готовы для сборки целого изделия.
Судом также обоснованно учтено, что ранее Обществом ввозились на территорию Российской Федерации аналогичные товары. В решении арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-2032/08-13, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, суд согласился с правильностью квалификации заявителем товара - кабины и рамы по кодам 8708 и 8707 ТН ВЭД .
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Таможня неправомерно отменила классификацию Обществом товаров по соответствующим кодам ТН ВЭД принятую Белгородским таможенным постом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 марта 2011 г. N Ф10-1912/2009 по делу N А08-3850/2008-26-6-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании