Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 марта 2011 г. N Ф10-475/2011 по делу N А09-3584/2010
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. N 8433/11 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - М.Н.М. - представит. (дов. от 11.01.2011, пост.); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области - Н.Н.А. - представителя (дов. от 11.01.2011 N 4, пост.), К.О.М. - представит. (дов. от 11.01.2011 N 5, пост.); от третьих лиц: Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ТСЖ "А" - С.В.А. - председателя (паспорт);
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А09-3584/2010, установил:
Открытое акционерное общество "Б" (далее - ОАО "Б", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 06.04.2010 N 1580 и N 1581 соответственно.
Решением суда от 13.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2010 решение суда от 13.07.2010 было отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Б", обладая статусом гарантирующего поставщика электроэнергии в границах Брянской области, занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии, включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с фактической долей свыше 50% в географических границах Брянской области.
1 апреля 2006 года ОАО "Б" (поставщик) и ТСЖ "А" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 3307/БГО, предусматривающий для расчетов единый тариф по группе "Н". Впоследствии договор пролонгирован с внесением изменений в приложение к договору от 17.08.2009 N 3, устанавливающее оплату за поданную для повысительной насосной станции электроэнергию по группе "Прочие потребители".
В октябре 2009 года ОАО "Б" предложило товариществу на аналогичных условиях заключить договор энергоснабжения от 16.10.2009 N 3307/БГО, в том числе по тарифу за подачу для повысительной насосной станции электроэнергии по группе "Прочие потребители", который последним подписан с протоколом разногласий.
Преддоговорный спор относительно цены (тарифа) был передан на разрешение арбитражного суда. Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.05.2010 по делу N А09-1234/10 в иске ОАО "Б" к ТСЖ "А" об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения отказано в связи с подачей иска с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, спор по существу заявленных требований не рассмотрен. С учетом изложенного рассматриваемый договор считается незаключенным, взаимоотношения сторон по поставке электроэнергии регулируются договором от 01.04.2006 N 3307/БГО с внесенными изменениями.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ТСЖ "А" о неправомерном прекращении Брянским городским отделением ОАО "Б" электроснабжения повысительной насосной станции, предназначенной для повышения давления холодной воды в квартирах многоэтажного жилого дома N 34 по ул. А. (г. Брянск), Управление 11.03.2010 возбудило в отношении Общества дело N 33 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решением УФАС от 06.04.2010 N 1580 за нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившееся в установлении товариществу "А" для электроснабжения насосной станции тарифа "Прочие потребители", Общество признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), а предписанием от 06.04.2010 N 1581 Обществу предписывалось предусмотреть тариф по группе "Н".
Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными, Общество оспорило их в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" ОАО "Б" применяет тарифы на электрическую энергию, установленные уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области.
На 2009 год тарифы на электрическую энергию утверждены постановлением Правления Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области для группы "население и потребители, приравненные к населению" от 01.12.2008 N 12/1-э, для группы "прочие потребители" - 26.12.2008 N 17/4-1э; на 2010 год - для группы "население и потребители, приравненные к населению" от 30.11.2009 N 17/3-э, для группы "прочие потребители" - 28.12.2009 N 24/1-э.
В соответствии с п. 15 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На основании п.п. 4 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги. При этом ТСЖ не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязательства такого товарищества перед поставщиком электроэнергии не могут превышать совокупных обязательств всех жильцов дома находящихся в управлении товарищества, исходя из цены на электроэнергию, установленный для населения.
Согласно п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 6 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что коммунальной услугой электроснабжение является круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услугу гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
На основании п. 27 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 08.06.2004 года N 20-э/2, установлены тарифные группы потребителей: 1) базовые; 2) население; 3) прочие; 4) организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии. К группе население относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды также к указанной группе относятся товарищества собственников жилья, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей граждан и в объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Федеральной службы по тарифам следует читать как "от 06.08.2004 г."
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи, с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Доказательств того, что поданная электрическая энергия для работы повысительной насосной станции, установленной не в здании вышеуказанного дома вне внутридомовых электрических сетей, используется для каких-либо других целей, в том числе коммерческих, отличных от удовлетворения коммунально-бытовых нужд жильцов, Обществом не представлено.
Кроме того, в соответствии с актом от 02.04.2009, имеющимся в материалах дела, ОАО "С" передало, а ТСЖ "А" приняло в эксплуатацию водонасосную станцию, которая построена и предназначена для подачи воды в верхние этажи жилого дома N 34 по ул. А., а не для магазина и офиса, расположенных в подвальных помещениях этого дома.
Следовательно, использование электрической энергии для работы повысительной насосной станции, в целях подачи холодной воды на верхние этажи дома является удовлетворением коммунально-бытовых нужд граждан, оплата которых должна производиться по тарифу "Н".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТСЖ "А" использовало электрическую энергию для работы повысительной насосной станции, в целях удовлетворения коммунально-бытовых нужд жителей дома N 34 по ул. А. г. Брянска.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А09-3584/2010 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 13.07.2010 по этому делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 27 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 08.06.2004 года N 20-э/2, установлены тарифные группы потребителей: 1) базовые; 2) население; 3) прочие; 4) организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии. К группе население относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды также к указанной группе относятся товарищества собственников жилья, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей граждан и в объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи, с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 марта 2011 г. N Ф10-475/2011 по делу N А09-3584/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. N 8433/11 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 8433/11
30.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8433/11
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8433/11
14.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8433/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8433/11
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-475/11
26.11.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4005/10