Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В 2011 - 2013 годах в Липецкой области продолжится реформирование системы государственного управления, что является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития области. В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи: повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ, обеспечение прав граждан на объективную информацию. В этих целях поставлена задача более активного внедрения в деятельность исполнительных органов государственной власти области современных информационных технологий, оказания качественных государственных услуг населению и юридическим лицам, в т.ч. в электронном виде. Обозначенные задачи нашли свое отражение на всех этапах реализации административной реформы в области.
Проблемы в области предоставления государственных услуг населению накапливались годами. Общая проблематика: очереди, отсутствие комфорта при ожидании и приеме, территориальная разбросанность инстанций, длительность сроков получения результатов, срыв обозначенных сроков и злоупотребление полномочиями.
В рамках реализации областных целевых программ "Административная реформа в Липецкой области (2006 - 2008 годы)" и "Административная реформа в Липецкой области (2009 - 2010 годы)" уже произошли существенные изменения благодаря решению основных задач административной реформы: проведена реорганизация системы и структуры исполнительных органов государственной власти области, регламентированы наиболее приоритетные государственные функции и услуги, проведена инвентаризация и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти области, начато формирование реестра государственных и муниципальных услуг (функций) области, принята и действует областная целевая программа "О противодействии коррупции в Липецкой области на 2009 - 2012 годы", сформирована система он-лайн консультирования органов власти и мониторинга реализации административной реформы посредством сети Интернет, заложена основа формирования единой системы повышения качества предоставления государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ и сети удаленных точек общественного доступа населения к государственным услугам, в т.ч. оказываемых на базе МФЦ, введен в промышленную эксплуатацию и развивается Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Липецкой области. Однако, понимание того, что устойчивые и внедренные результаты работы должны найти свое отражение и закрепиться в условиях меняющейся социально-экономической обстановки, требуют программно-целевого подхода на новом уровне.
Важным направлением административной реформы, основным инструментом обеспечения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти и повышения качества предоставления различного спектра услуг населению в области являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ позволяет в максимально комфортных условиях, опираясь на четкую регламентацию административных процедур и используя самые современные аппаратно-программные комплексы, предоставлять весь спектр услуг населению в различных сферах жизнедеятельности: социальной, земельно-имущественной, гражданско-правовой и иных важных направлениях. Все МФЦ создаются в форме муниципальных учреждений, но действуют на единых организационно-правовых началах при координации администрацией области, образуя единую систему МФЦ региона.
Деятельность МФЦ основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Четкая регламентация административных процедур позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании государственной услуги, в т.ч. на базе МФЦ, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал. Создание единой системы МФЦ в Липецкой области также направлено реализацию принципа "одного окна", повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества, конечной целью ее формирования является максимальная удовлетворенность граждан качеством взаимодействия с властью и, как следствие, социальная стабильность и повышение доверия к ее действиям.
В области уже действует 14 современных МФЦ, полностью соответствующих требованиям, установленным федеральным законодательством, направленных на обеспечение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти области, что способствует противодействию коррупции, снижению административных барьеров.
Первый в области (и один из первых в России) МФЦ был открыт в 2008 году в Елецком районе, он получил высокую оценку по итогам мониторинга, проводимого Минэкономразвития России и Высшей школой экономики. В 2009 г. приступил к работе МФЦ в городе Липецке. В 2010 году запущены в эксплуатацию 12 новых МФЦ - в Воловском, Грязинском, Добровском, Лебедянском, Липецком, Данковском, Добринском, Долгоруковском, Измалковском, Становлянском, Усманском, Чаплыгинском районах.
В 2011 году активно ведется работа по созданию 6 новых МФЦ (в городе Елец, Задонском, Тербунском, Лев-Толстовском, Красинском и Хлевенском районах).
В МФЦ уже оказывается от 200 до 370 государственных, муниципальных и сопутствующих услуг. В ходе реализации программных мероприятий планируется увеличить количество предоставляемых услуг в МФЦ до 600.
В штате МФЦ предусматриваются унифицированные операторы, работающие с клиентами по принципу "одного окна", в том числе и в электронном виде. Работа всех центров координируется в интерактивном режиме посредством специально разработанных мониторинговых систем. В целях информирования населения организована централизованная система обработки телефонных обращений, которая включает в себя 14 Сall-центров, на базе МФЦ и 6 консультационных пунктов на базе администрации районов.
Наряду с действующим Порталом государственных и муниципальных услуг (функций) Липецкой области, на котором размещено более 900 федеральных, региональных и муниципальных услуг, создан единый Портал системы МФЦ www.mfc48.ru, на котором размещена информация о предоставляемых государственных услугах, в т.ч. на базе МФЦ, с помощью которого клиенту МФЦ можно заказать услугу, получить консультацию, в том числе и в формате видеотрансляции. Портал системы МФЦ области позволяет не только получить информацию о деятельности МФЦ, но и увидеть работу центров в реальном режиме, т.к. все МФЦ области оснащены веб-камерами.
Составной частью формирования системы МФЦ является создание сети точек удаленного доступа к услугам МФЦ (сети информационно-платежных терминалов) в каждом из 325 сельских поселений области. В муниципальных образованиях в пилотном режиме функционирует 38 таких терминалов. Возможности сети позволяют не только проинформировать граждан о спектре предоставляемых услуг, но и воспользоваться единым порталом, дистанционно заказывать государственные услуги, в т.ч. на базе МФЦ, получать видеоконсультации специалистов. В итоге реализации программных мероприятий в регионе будет функционировать более 300 точек удаленного доступа к услугам.
Также предполагается организация перевода документации (похозяйственные книги и др.) всех сельских поселений в электронный вид для осуществления документооборота в целях предоставления гражданам ряда услуг в МФЦ области в электронном виде.
На территории области действуют около 400 пунктов общественного доступа граждан к сети Интернет (центры занятости, библиотеки, почтовые отделения). Доступ в Интернет имеют 64 общедоступные библиотеки, а 3 областные библиотеки открыли на своих сайтах доступ к электронным каталогам, благодаря чему читатели могут подобрать необходимую литературу по сети Интернет.
К началу 2011 года в области реализованы первые два этапа перевода в электронный вид услуг сводного перечня первоочередных и муниципальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства от 17.12.2009 г. N 1993-р "Об утверждении сводного перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде".
Тем не менее уровень использования современных информационных технологий пока остается недостаточным для кардинального повышения качества предоставления государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ, и в целом для эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Основным инструментом решения поставленной задачи является внедрение в деятельность всех уровней власти "электронного правительства" - системы, которая позволяет создать комфортные условия для предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам и организациям, в т.ч. на базе МФЦ при помощи информационных технологий без личного взаимодействия или при минимальном взаимодействии граждан (организаций) и государственных структур. В частности, администрацией области выработана стратегия по реализации интерактивных сервисов, обеспечивающих дистанционное предоставление услуг и взаимодействие органов власти между собой, которая может быть апробирована и внедрена на современном этапе в системе МФЦ. Для ее решения необходима развитая инфраструктура. Так, в настоящее время в области создана современная мультисервисная сеть, охватывающая областной центр и все районные центры. Все органы исполнительной власти области и администрации муниципальных районов объединены высокоскоростной многофункциональной вычислительной сетью.
Создан Региональный узел Системы межведомственного электронного взаимодействия, использование которого позволяет обеспечить взаимодействие информационных систем для предоставления государственных услуг в электронной форме с использованием средств единого портала государственных услуг, т.е. в соответствии с нормами действующего законодательства. Поставлена задача более активного внедрения в деятельность исполнительных органов государственной власти области современных информационных технологий, оказания качественных государственных услуг населению и юридическим лицам в электронном виде, в т.ч. на базе МФЦ.
Наличие у исполнительных органов государственной власти области избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием и к интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти.
Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции, а также реализацию мероприятий по снижению административных барьеров.
Важной составляющей деятельности по оптимизации функций исполнительных органов государственной власти области является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.
Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций исполнительных органов государственной власти области, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг.
Решение поставленных задач позволит сократить неэффективное вмешательство в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу исполнительных органов государственной власти области на решении необходимых обществу и государству задач.
В целях более качественного и своевременного предоставления государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ, обеспечение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти активно используется потенциал административных регламентов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций.
Всего в период с 2006 по 2010 год утверждено более 100 административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, кроме того, более 800 административных регламентов разработано и утверждено на муниципальном уровне.
В связи с установлением Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" новых требований к структуре административных регламентов, разработке и процедурам прохождения экспертизы исполнительными органами государственной власти в первоочередном порядке ведется работа по приведению действующих регламентов в соответствие требованиям указанного закона.
Управлением государственной службы и кадровой работы администрации области ведется активная работа по координации деятельности исполнительных органов государственной власти области в части регламентации государственных услуг и государственных функций. Осуществляется постоянный он-лайн мониторинг разработки административных регламентов на сайте управления www.gosservice.region48.ru, где функционирует система дистанционного мониторинга разработки административных регламентов. Исполнительными органами государственной власти области определены лица, ответственные за наполнение и обновление сведениями данной системы мониторинга, которые прошли соответствующее обучение, что позволяет получать актуальную информацию о ходе регламентации. В соответствии с новыми требованиями Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 необходимо завершить до 1 июля 2012 года регламентацию государственных услуг, с привлечением общественности к обсуждению проектов регламентов, проведением независимой экспертизы сторонними организациями, что значительно повысит открытость деятельности исполнительных органов государственной власти области и будет способствовать недопущению коррупционных проявлений.
Борьба с коррупцией является одной из стратегических задач администрации области. Для предотвращения возникновения условий для коррупции в органах исполнительной власти области предполагается:
систематическое проведение экспертиз нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
дальнейший мониторинг реализации ведомственных планов проведения антикоррупционных мероприятий в исполнительных органах;
деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения режима "одного окна" и системы электронного обмена информацией.
Все обозначенные проблемы государственного управления взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Они требуют программно-целевого подхода в управлении, межведомственной координации и согласованного по времени и объемам привлечения средств.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ, исполнения государственных функций на территории Липецкой области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечной цели, предусмотренной Программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Конечные результаты реализации Программы зависят от ряда факторов и в первую очередь от финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, а также от динамики совершенствования деятельности органов исполнительной власти в Липецкой области.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является оптимизация и повышение качества и доступности предоставления государственных услуг населению в Липецкой области, в т.ч. на базе МФЦ, снижение административных барьеров, повышение качества государственного управления, перевод процесса оказания государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ, в электронный вид.
Индикатором N 1 цели является степень удовлетворенности населения информационной открытостью деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Индикатором N 2 цели является степень удовлетворенности получателями государственных услуг, включая сферу предпринимательской деятельности, в т.ч. на базе МФЦ, качеством их предоставления, отсутствие нарушения нормативных сроков предоставления государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие единой системы повышения качества предоставления государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ (обеспечение электронного взаимодействия внутри системы МФЦ области, информационная открытость всех МФЦ области и оказание методической помощи муниципальным образованиям области по снижению административных барьеров).
2. Повышение эффективности оказания государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ, посредством их регламентации, а также разработка и принятие административных регламентов осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, завершение регламентации, приведение административных регламентов в соответствие Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ, развитие регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях, оптимизация оказания услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг.
3. Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти области и гражданского общества, а также прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти области. Мониторинг качества и доступности предоставляемых услуг в Липецкой области, в том числе:
проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Липецкой области;
разработка и утверждение порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Липецкой области государственных услуг;
мониторинг создания и функционирования МФЦ.
4. Создание сети точек удаленного доступа к услугам МФЦ.
5. Формирование антикоррупционного общественного сознания и нетерпимости по отношению к коррупциогенным действиям, проведение мероприятий по снижению административных барьеров.
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 августа 2011 г. N 312 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 106 200,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 46 100,0 тыс. рублей;
2012 год - 29 400,0 тыс. рублей;
2013 год - 30 700,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат корректировке в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение Программы подлежит корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторы состояния экономики, состояние бюджета) и в соответствии с результатами исполнения Программы по итогам каждого года.
Эффективность реализации Программы обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
открытости и прозрачности работ по мероприятиям административной реформы, публичного обсуждения и экспертизы разрабатываемых документов;
привлечения к работе над реализацией административной реформы высококвалифицированных экспертов и консультантов.
4. Механизм реализации Программы и порядок осуществления контроля за ходом ее исполнения
Заказчиком Программы является администрация Липецкой области.
Разработчиком-координатором Программы является управление государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области.
Разработчик-координатор:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
вносит в установленном порядке предложения по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы;
вносит предложения по распределению и перераспределению финансовых средств;
формирует и представляет в Минэкономразвития России ежегодный отчет о ходе реализации Программы (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом);
осуществляет методическое взаимодействие с органами местного самоуправления.
Исполнителями Программы являются управление государственной службы и кадровой работы администрации области, управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области, управление делами администрации области.
Исполнители Программы:
- осуществляют реализацию мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- контролируют своевременность и качество выполнения мероприятий Программы;
- представляют разработчику-координатору информацию (по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия и 9 месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 января года, следующего за отчетным) о выполнении мероприятий Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 августа 2011 г. N 312 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Оценка эффективности реализации целевой Программы
Показатели
оценки эффективности реализации целевой программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.