Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В период 2003-2008 г.г. в Липецкой области шел процесс реформирования государственной гражданской службы области (далее - гражданская служба) в соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2002 N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", срок реализации которой продлен Указом Президента Российской Федерации от 12.12.2005 N 1437 на 2006-2007 г.г., областными программами: "Реформирование государственной службы Липецкой области (2003-2005 годы)" и "Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006-2010 годы)".
За годы реформы областной гражданской службы сложилась устойчивая система правового регулирования и организации гражданской службы, что положило начало профессионализации гражданской службы. В области сложились конституционные основы гражданской службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
Общая численность государственных гражданских служащих федеральных, областных органов власти и муниципальных служащих в Липецкой области на начало 2008 года составила 12,2 тыс. человек, в том числе федеральных органов на территории области - 6,4 тыс. человек (4,9 тыс. - заняты в исполнительных органах и 1,5 тысячи - в судах и прокуратуре).
Количественный и процентный состав
государственных и муниципальных служащих органов власти страны и области
(в тыс. чел.)
Служащие органов власти |
Российской Федерации |
Липецкой области |
||
Кол-во |
Процент |
Кол-во |
Процент |
|
Федеральные |
545.7 |
49,4 |
6,4 |
52,2 |
Областные (региональные) |
218.8 |
19,8 |
1,6 |
13,2 |
Органов МСУ |
340.1 |
30,8 |
4,2 |
34,6 |
Всего |
1104.6 |
100 |
12,2 |
100 |
Деятельность администрации области, направленная на качественное улучшение кадрового потенциала органов государственной власти, приносит положительные результаты. Так, число государственных гражданских служащих области с высшим образованием с 2002 года увеличилось с 84 до 94 процентов. Количество государственных гражданских служащих, имеющих ученую степень, возросло с 24 до 58 человек. Значительно увеличился удельный вес служащих с финансовым, экономическим, юридическим, управленческим образованием, наиболее востребованным и необходимым для службы. С 2005 года по 2007 год количество государственных гражданских служащих с высшим профессиональным образованием увеличилось по специальностям: финансы и экономика с 329 до 415 человек, государственное и муниципальное управление с 25 до 53 человек, юриспруденция с 69 до 289 человек.
Средний возраст государственных гражданских служащих по сравнению с 2002 годом снизился на 3 года и составил 42 года. Уменьшилось количество государственных гражданских служащих пенсионного возраста. На конец 2007 года их число составляет 1,6 процента (2002 год - 6,7%).
На курсах повышения квалификации за последние пять лет в Российской академии государственной службы, Академии народного хозяйства и Липецком филиале Орловской региональной академии государственной службы прошли обучение 1453 государственных служащих. Кроме того, в Липецком филиале Орловской региональной академии государственной службы прошли профессиональную переподготовку по заочной форме обучения за счет средств областного бюджета 84 гражданских служащих, получив высшее или второе высшее образование.
Вместе с тем, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" требуют от органов власти более эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" повышение квалификации государственного служащего должно осуществляться не реже, чем один раз в три года. Таким образом, ежегодно повышение квалификации должны проходить около 600 государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности области.
Образовательный уровень
государственных гражданских служащих
Липецкой области (2002-2007 г.г.)
Год |
Государственные служащие (чел.) |
В том числе |
|||||||||
С высшим образованием |
Со средне- профессиональным и средним образованием |
Продолжающие обучение |
Прошедшие курсы повышения квалификации |
Имеющие ученую степень |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
2002 |
1125 |
945 |
84,0 |
180 |
16,0 |
83 |
7,4 |
145 |
12,9 |
24 |
2,1 |
2003 |
1194 |
1045 |
87,5 |
149 |
12,5 |
92 |
7,7 |
180 |
15,1 |
31 |
2,4 |
2004 |
1283 |
1190 |
92,7 |
93 |
7,3 |
99 |
7,7 |
252 |
19,6 |
39 |
3,0 |
2005 |
1363 |
1257 |
92,2 |
106 |
7,8 |
141 |
10,3 |
260 |
19,1 |
43 |
3,1 |
2006 |
1407 |
1304 |
92,7 |
103 |
7,3 |
157 |
11,2 |
289 |
20,5 |
54 |
3,8 |
2007 |
1608 |
1417 |
94,3 |
91 |
5,7 |
177 |
11,0 |
472 |
29,4 |
58 |
3,7 |
Сохраняется значительное количество государственных гражданских служащих с непрофильным образованием (19 процентов).
Высоким остается удельный вес государственных гражданских служащих в возрасте старше 50 лет (28 процентов). Учитывая, что на заслуженный отдых в ближайшие 5 лет могут уйти более 200 государственных гражданских служащих, одной из важных задач является формирование кадрового резерва для выдвижения на должности государственной гражданской службы.
Наличие разницы в размерах оплаты труда между государственными гражданскими служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную службу молодых квалифицированных специалистов и руководителей, что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных гражданских служащих. Удельный вес мужчин в администрации области и исполнительных органах государственной власти области составляет всего 31 процент, тогда как по области среди работающего населения мужчин и женщин поровну.
Работа по повышению качества подготовки кадров для органов государственной власти требует увеличения объемов существующей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, совершенствования нормативной правовой базы, учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Достижение необходимых результатов возможно посредством:
- методического обеспечения областных органов государственной власти по вопросам практического применения федерального и регионального законодательства о гражданской службе;
- устранения пробелов в областном законодательстве о гражданской службе;
- развития современной системы информационно-технического обеспечения областной гражданской службы.
- использования современных технологий управления;
- совершенствования системы управления гражданской службой;
- повышения эффективности кадровой политики в сфере государственного управления.
На решение указанных проблем областной гражданской службы направлены мероприятия Программы.
2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Цель Программы - повышение эффективности государственной гражданской службы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития государственной гражданской службы области;
- совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственной власти области;
- совершенствование системы управления государственной гражданской службой области (повышение эффективности государственного управления).
Реализация Программы рассчитана на 2009-2013 годы.
В целях обеспечения единого подхода к правовому регулированию и организации государственной гражданской службы, совершенствованию системы оплаты труда служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения и укрепления государственной службы необходим постоянный мониторинг существующих нормативных правовых актов области по вопросам гражданской службы, приведение существующих в соответствие с федеральным законодательством и принятие новых нормативных правовых актов.
Задача совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих - рост их профессионального уровня.
Для достижения указанной цели необходимо:
- создать эффективный механизм подбора кадров для государственной гражданской службы области, обеспечения должностного (служебного) роста государственных гражданских служащих на основе организации дополнительного профессионального образования;
- повысить престиж государственной гражданской службы области и авторитет государственных гражданских служащих;
- совершенствовать систему их непрерывного профессионального образования, стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной гражданской службы области;
- осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных гражданских служащих.
Система управления государственной гражданской службой области необходима для обеспечения единства государственной гражданской службы, взаимодействия органов государственной власти области со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, а также профессионального развития государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности области.
Для этой цели в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должен быть создан государственный орган по управлению государственной гражданской службой.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы прогнозно составит 129,4 млн. руб., в том числе по годам:
в 2009 году - 34,6 млн. руб.
в 2010 году - 31,6 млн. руб.
в 2011 году - 20,2 млн. руб.
в 2012 году - 22,2 млн. руб.
в 2013 году - 20,9 млн. руб.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы определяются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы предусмотрена за счет средств областного бюджета.
Заказчиком Программы является администрация области.
Исполнителем Программы является управление государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области. Исполнитель Программы:
- отбирает исполнителей мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключает государственные контракты и договоры с исполнителями мероприятий;
- контролирует своевременность и качество выполнения мероприятий;
- вносит предложения по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы.
5. Оценка эффективности Программы
В результате реализации Программы должно быть обеспечено:
- создание профессиональной государственной гражданской службы области на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных гражданских служащих;
- достижение качественного уровня исполнения государственными гражданскими служащими должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;
- создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы;
- повышение эффективности кадровой политики в системе государственной гражданской службы в целях улучшения кадрового состава государственных гражданских служащих;
- внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики служащих;
- повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих, увеличение количества госслужащих с высшим образованием к 2013 году до 96%, уменьшение количества госслужащих с непрофильным образованием до 10%;
- оптимизация численности государственных гражданских служащих;
- совершенствование системы управления области;
- создание функционально прозрачной системы государственных органов области с четким разделением их компетенции;
- внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва;
- внедрение индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих;
- увеличение доли государственных гражданских служащих, давших высокую оценку эффективности кадровой работы с 40 до 50 (%).
Оценка эффективности Программы осуществляется исходя из отношения индикаторов целей Программы к показателям непосредственных результатов реализации программных мероприятий. Оценка эффективности будет осуществляться ежеквартально на основании отчетов управления государственной службы и кадровой работы администрации области.
Таблица 1
Показатели эффективности реализации Программы в 2009 - 2010 гг.
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в 2008 г. |
Период действия программы |
|
2009 |
2010 |
||
Цель: повышение эффективности государственной гражданской службы | |||
Показатель: 1. Направление граждан на учебу по целевой контрактной подготовке специалистов для органов государственной власти на базе среднего образования (человек) |
50 |
50 |
30 |
2. Повышение квалификации государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности области (человек) |
450 |
450 |
450 |
3. Образовательный уровень государственных гражданских служащих (%) |
94,3 |
94,5 |
94,7 |
4. Доля гражданских служащих с непрофильным образованием (%) |
19 |
17 |
15 |
Таблица 2
Показатели эффективности реализации Программы в 2011 - 2013 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.