Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В 2011 - 2013 годах в Липецкой области продолжится реформирование системы государственного управления, что является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития области. В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи: повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ, обеспечение прав граждан на объективную информацию. В этих целях поставлена задача более активного внедрения в деятельность исполнительных органов государственной власти области современных информационных технологий, оказания качественных государственных услуг населению и юридическим лицам, в т.ч. в электронном виде. Обозначенные задачи нашли свое отражение на всех этапах реализации административной реформы в области.
Проблемы в области предоставления государственных услуг населению накапливались годами. Общая проблематика: очереди, отсутствие комфорта при ожидании и приеме, территориальная разбросанность инстанций, длительность сроков получения результатов, срыв обозначенных сроков и злоупотребление полномочиями.
В рамках реализации областных целевых программ "Административная реформа в Липецкой области (2006 - 2008 годы)" и "Административная реформа в Липецкой области (2009 - 2010 годы)" уже произошли существенные изменения благодаря решению основных задач административной реформы: проведена реорганизация системы и структуры исполнительных органов государственной власти области, регламентированы наиболее приоритетные государственные функции и услуги, проведена инвентаризация и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти области, начато формирование реестра государственных и муниципальных услуг (функций) области, принята и действует областная целевая программа "О противодействии коррупции в Липецкой области на 2009 - 2012 годы", сформирована система он-лайн консультирования органов власти и мониторинга реализации административной реформы посредством сети Интернет, заложена основа формирования единой системы повышения качества предоставления государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ и сети удаленных точек общественного доступа населения к государственным услугам, в т.ч. оказываемых на базе МФЦ, введен в промышленную эксплуатацию и развивается Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Липецкой области. Однако, понимание того, что устойчивые и внедренные результаты работы должны найти свое отражение и закрепиться в условиях меняющейся социально-экономической обстановки, требуют программно-целевого подхода на новом уровне.
Важным направлением административной реформы, основным инструментом обеспечения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти и повышения качества предоставления различного спектра услуг населению в области являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ позволяет в максимально комфортных условиях, опираясь на четкую регламентацию административных процедур и используя самые современные аппаратно-программные комплексы, предоставлять весь спектр услуг населению в различных сферах жизнедеятельности: социальной, земельно-имущественной, гражданско-правовой и иных важных направлениях. Все МФЦ создаются в форме муниципальных учреждений, но действуют на единых организационно-правовых началах при координации администрацией области, образуя единую систему МФЦ региона.
Деятельность МФЦ основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Четкая регламентация административных процедур позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании государственной услуги, в т.ч. на базе МФЦ, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал. Создание единой системы МФЦ в Липецкой области также направлено реализацию принципа "одного окна", повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества, конечной целью ее формирования является максимальная удовлетворенность граждан качеством взаимодействия с властью и, как следствие, социальная стабильность и повышение доверия к ее действиям.
В области уже действует 14 современных МФЦ, полностью соответствующих требованиям, установленным федеральным законодательством, направленных на обеспечение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти области, что способствует противодействию коррупции, снижению административных барьеров.
Первый в области (и один из первых в России) МФЦ был открыт в 2008 году в Елецком районе, он получил высокую оценку по итогам мониторинга, проводимого Минэкономразвития России и Высшей школой экономики. В 2009 г. приступил к работе МФЦ в городе Липецке. В 2010 году запущены в эксплуатацию 12 новых МФЦ - в Воловском, Грязинском, Добровском, Лебедянском, Липецком, Данковском, Добринском, Долгоруковском, Измалковском, Становлянском, Усманском, Чаплыгинском районах.
В 2011 году активно ведется работа по созданию 6 новых МФЦ (в городе Елец, Задонском, Тербунском, Лев-Толстовском, Красинском и Хлевенском районах).
В МФЦ уже оказывается от 200 до 370 государственных, муниципальных и сопутствующих услуг. В ходе реализации программных мероприятий планируется увеличить количество предоставляемых услуг в МФЦ до 600.
В штате МФЦ предусматриваются унифицированные операторы, работающие с клиентами по принципу "одного окна", в том числе и в электронном виде. Работа всех центров координируется в интерактивном режиме посредством специально разработанных мониторинговых систем. В целях информирования населения организована централизованная система обработки телефонных обращений, которая включает в себя 14 Сall-центров, на базе МФЦ и 6 консультационных пунктов на базе администрации районов.
Наряду с действующим Порталом государственных и муниципальных услуг (функций) Липецкой области, на котором размещено более 900 федеральных, региональных и муниципальных услуг, создан единый Портал системы МФЦ www.mfc48.ru, на котором размещена информация о предоставляемых государственных услугах, в т.ч. на базе МФЦ, с помощью которого клиенту МФЦ можно заказать услугу, получить консультацию, в том числе и в формате видеотрансляции. Портал системы МФЦ области позволяет не только получить информацию о деятельности МФЦ, но и увидеть работу центров в реальном режиме, т.к. все МФЦ области оснащены веб-камерами.
Составной частью формирования системы МФЦ является создание сети точек удаленного доступа к услугам МФЦ (сети информационно-платежных терминалов) в каждом из 325 сельских поселений области. В муниципальных образованиях в пилотном режиме функционирует 38 таких терминалов. Возможности сети позволяют не только проинформировать граждан о спектре предоставляемых услуг, но и воспользоваться единым порталом, дистанционно заказывать государственные услуги, в т.ч. на базе МФЦ, получать видеоконсультации специалистов. В итоге реализации программных мероприятий в регионе будет функционировать более 300 точек удаленного доступа к услугам.
Также предполагается организация перевода документации (похозяйственные книги и др.) всех сельских поселений в электронный вид для осуществления документооборота в целях предоставления гражданам ряда услуг в МФЦ области в электронном виде.
На территории области действуют около 400 пунктов общественного доступа граждан к сети Интернет (центры занятости, библиотеки, почтовые отделения). Доступ в Интернет имеют 64 общедоступные библиотеки, а 3 областные библиотеки открыли на своих сайтах доступ к электронным каталогам, благодаря чему читатели могут подобрать необходимую литературу по сети Интернет.
К началу 2011 года в области реализованы первые два этапа перевода в электронный вид услуг сводного перечня первоочередных и муниципальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства от 17.12.2009 г. N 1993-р "Об утверждении сводного перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде".
Тем не менее уровень использования современных информационных технологий пока остается недостаточным для кардинального повышения качества предоставления государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ, и в целом для эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Основным инструментом решения поставленной задачи является внедрение в деятельность всех уровней власти "электронного правительства" - системы, которая позволяет создать комфортные условия для предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам и организациям, в т.ч. на базе МФЦ при помощи информационных технологий без личного взаимодействия или при минимальном взаимодействии граждан (организаций) и государственных структур. В частности, администрацией области выработана стратегия по реализации интерактивных сервисов, обеспечивающих дистанционное предоставление услуг и взаимодействие органов власти между собой, которая может быть апробирована и внедрена на современном этапе в системе МФЦ. Для ее решения необходима развитая инфраструктура. Так, в настоящее время в области создана современная мультисервисная сеть, охватывающая областной центр и все районные центры. Все органы исполнительной власти области и администрации муниципальных районов объединены высокоскоростной многофункциональной вычислительной сетью.
Создан Региональный узел Системы межведомственного электронного взаимодействия, использование которого позволяет обеспечить взаимодействие информационных систем для предоставления государственных услуг в электронной форме с использованием средств единого портала государственных услуг, т.е. в соответствии с нормами действующего законодательства. Поставлена задача более активного внедрения в деятельность исполнительных органов государственной власти области современных информационных технологий, оказания качественных государственных услуг населению и юридическим лицам в электронном виде, в т.ч. на базе МФЦ.
Наличие у исполнительных органов государственной власти области избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием и к интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти.
Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции, а также реализацию мероприятий по снижению административных барьеров.
Важной составляющей деятельности по оптимизации функций исполнительных органов государственной власти области является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.
Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций исполнительных органов государственной власти области, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг.
Решение поставленных задач позволит сократить неэффективное вмешательство в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу исполнительных органов государственной власти области на решении необходимых обществу и государству задач.
В целях более качественного и своевременного предоставления государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ, обеспечение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти активно используется потенциал административных регламентов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций.
Всего в период с 2006 по 2010 год утверждено более 100 административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, кроме того, более 800 административных регламентов разработано и утверждено на муниципальном уровне.
В связи с установлением Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" новых требований к структуре административных регламентов, разработке и процедурам прохождения экспертизы исполнительными органами государственной власти в первоочередном порядке ведется работа по приведению действующих регламентов в соответствие требованиям указанного закона.
Управлением государственной службы и кадровой работы администрации области ведется активная работа по координации деятельности исполнительных органов государственной власти области в части регламентации государственных услуг и государственных функций. Осуществляется постоянный он-лайн мониторинг разработки административных регламентов на сайте управления www.gosservice.region48.ru, где функционирует система дистанционного мониторинга разработки административных регламентов. Исполнительными органами государственной власти области определены лица, ответственные за наполнение и обновление сведениями данной системы мониторинга, которые прошли соответствующее обучение, что позволяет получать актуальную информацию о ходе регламентации. В соответствии с новыми требованиями Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 необходимо завершить до 1 июля 2012 года регламентацию государственных услуг, с привлечением общественности к обсуждению проектов регламентов, проведением независимой экспертизы сторонними организациями, что значительно повысит открытость деятельности исполнительных органов государственной власти области и будет способствовать недопущению коррупционных проявлений.
Борьба с коррупцией является одной из стратегических задач администрации области. Для предотвращения возникновения условий для коррупции в органах исполнительной власти области предполагается:
систематическое проведение экспертиз нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
дальнейший мониторинг реализации ведомственных планов проведения антикоррупционных мероприятий в исполнительных органах;
деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения режима "одного окна" и системы электронного обмена информацией.
Все обозначенные проблемы государственного управления взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Они требуют программно-целевого подхода в управлении, межведомственной координации и согласованного по времени и объемам привлечения средств.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ, исполнения государственных функций на территории Липецкой области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечной цели, предусмотренной Программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Конечные результаты реализации Программы зависят от ряда факторов и в первую очередь от финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, а также от динамики совершенствования деятельности органов исполнительной власти в Липецкой области.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является оптимизация и повышение качества и доступности предоставления государственных услуг населению в Липецкой области, в т.ч. на базе МФЦ, снижение административных барьеров, повышение качества государственного управления, перевод процесса оказания государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ, в электронный вид.
Индикатором N 1 цели является степень удовлетворенности населения информационной открытостью деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Индикатором N 2 цели является степень удовлетворенности получателями государственных услуг, включая сферу предпринимательской деятельности, в т.ч. на базе МФЦ, качеством их предоставления, отсутствие нарушения нормативных сроков предоставления государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие единой системы повышения качества предоставления государственных услуг населению, в т.ч. на базе МФЦ (обеспечение электронного взаимодействия внутри системы МФЦ области, информационная открытость всех МФЦ области и оказание методической помощи муниципальным образованиям области по снижению административных барьеров).
2. Повышение эффективности оказания государственных услуг, в т.ч. на базе МФЦ, посредством их регламентации, а также разработка и принятие административных регламентов осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, завершение регламентации, приведение административных регламентов в соответствие Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ, развитие регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях, оптимизация оказания услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг.
3. Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти области и гражданского общества, а также прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти области. Мониторинг качества и доступности предоставляемых услуг в Липецкой области, в том числе:
проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Липецкой области;
разработка и утверждение порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Липецкой области государственных услуг;
мониторинг создания и функционирования МФЦ.
4. Создание сети точек удаленного доступа к услугам МФЦ.
5. Формирование антикоррупционного общественного сознания и нетерпимости по отношению к коррупциогенным действиям, проведение мероприятий по снижению административных барьеров.
Постановлением Администрации Липецкой области от 27 июня 2012 г. N 259 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 113950,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 46 100,0 тыс. рублей;
2012 год - 37 150,0 тыс. рублей;
2013 год - 30 700,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат корректировке в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение Программы подлежит корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторы состояния экономики, состояние бюджета) и в соответствии с результатами исполнения Программы по итогам каждого года.
Эффективность реализации Программы обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
открытости и прозрачности работ по мероприятиям административной реформы, публичного обсуждения и экспертизы разрабатываемых документов;
привлечения к работе над реализацией административной реформы высококвалифицированных экспертов и консультантов.
4. Механизм реализации Программы и порядок осуществления контроля за ходом ее исполнения
Заказчиком Программы является администрация Липецкой области.
Разработчиком-координатором Программы является управление государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области.
Разработчик-координатор:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
вносит в установленном порядке предложения по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы;
вносит предложения по распределению и перераспределению финансовых средств;
формирует и представляет в Минэкономразвития России ежегодный отчет о ходе реализации Программы (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом);
осуществляет методическое взаимодействие с органами местного самоуправления.
Исполнителями Программы являются управление государственной службы и кадровой работы администрации области, управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области, управление делами администрации области.
Исполнители Программы:
- осуществляют реализацию мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- контролируют своевременность и качество выполнения мероприятий Программы;
- представляют разработчику-координатору информацию (по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия и 9 месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 января года, следующего за отчетным) о выполнении мероприятий Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Липецкой области.
5. Оценка эффективности реализации целевой Программы
Постановлением Администрации Липецкой области от 27 июня 2012 г. N 259 в Показатели подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Показатели
оценки эффективности реализации целевой программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.