Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Липецкой области сохраняется актуальность проблемы охраны окружающей среды, которая продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.
Основными экологическими проблемами в области являются:
- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта;
- загрязнение, зарастание и заиливание водных объектов области;
- сохранение видового состава флоры и фауны.
Валовые выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух Липецкой области в 2011 году составили 344,9 тыс. тонн, что на 22,7 тыс. тонн меньше, чем в 2010 году. Но в тоже время область занимает лидирующее место по данному показателю среди субъектов РФ по ЦФО. В связи с увеличением количества автотранспортных средств соответственно возросли выбросы загрязняющих веществ с отработанными газами от автотранспорта и составили 119,3 тыс. тонн.
Предприятиями г. Липецка выброшено в атмосферный воздух 290 тыс. тонн загрязняющих веществ, что составляет 84% от общего количества выбросов в регионе. Существенный вклад в загрязнение атмосферы внесли ОАО "НЛМК" - 277,16 тыс. тонн, филиалы ООО "Газпром трансгаз Москва" - 34,3 тыс. тонн, ОАО "Липецкцемент" - 9,6 тыс. тонн, ОАО "Квадра - Генерирующая компания" филиал "Квадра" - Восточная региональная генерация Липецкая ТЭЦ-2" - 1,8 тыс. тонн, ОАО "ЛМЗ "Свободный сокол" - 1,4 тыс. тонн.
С расширением полномочий субъектов РФ в области охраны окружающей среды увеличился объем поступающей информации: о качестве атмосферного воздуха, об уровне техногенного воздействия на окружающую среду различных хозяйствующих субъектов, о потенциально экологически опасных объектах, о качестве питьевой воды, природных и антропогенных процессах, представляющих потенциальную угрозу для жизни людей и хозяйственной деятельности на территории области. Для обеспечения населения актуальной информацией о состоянии окружающей среды необходим сбор сведений для осуществления экологической паспортизации по каждому муниципальному району и городскому округу Липецкой области. Информация паспорта будет использоваться для принятия управленческих решений по оптимизации работ в сфере охраны окружающей среды, снижения антропогенной нагрузки и сохранения природно-ресурсного потенциала территорий области.
Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты, их зарастание, заиливание и засорение. Более 80% водных объектов области нуждаются в расчистке.
Для сохранения и восстановления водных объектов необходимо осуществить экологическую реабилитацию водных объектов, утративших способность к самоочищению, развивать систему государственного мониторинга водных объектов посредством расширения государственной наблюдательной сети.
Для выявления существующего положения, изменения уровня грунтовых вод в период весеннего паводка и их влияния на фильтрационные расходы воды необходимо изучить изменения водного режима водных объектов.
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира и относятся к объектам общенационального достояния.
В систему ООПТ регионального значения входит 149 особо охраняемых природных территорий, в их числе 17 заказников и 132 памятника природы.
Для государственного управления в области организации и функционирования ООПТ областного значения, определения перспектив развития сети данных территорий, учета при планировании социально-экономического развития региона необходимо располагать оперативными и достоверными сведениями об их текущем состоянии, точных границах, актуальной природной ценности, состоянии биоты, прежде всего редких видов растений грибов, мхов и лишайников.
С этой целью необходимо путем экспедиционного обследования осуществлять сбор данных для получения сведений о динамике изменения состояния ООПТ, наличии лимитирующих факторов для редких видов биоты, обустраивать территории пограничными информационными знаками (аншлагами), проводить землеустроительные мероприятия по формированию зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены ООПТ.
Общий видовой состав сосудистых растений в Липецкой области насчитывает 1438 таксонов, 328 видов растений занесены в список редких. Кроме того, на территории области произрастает 38 краснокнижных видов грибов и 32 вида лишайников.
Для обеспечения сохранности видового разнообразия растительного мира и воспроизводства объектов, находящихся под угрозой исчезновения в Липецкой области, необходимо проводить работы с привлечением ведущих биологов по изучению их численности и ареалов распространения, организовывать ботанико-зоологические экспедиции, выявлять популяции видов, нуждающихся в охране.
Для формирования экологического сознания населения, экологического просвещения и информирования, воспитания бережного отношения к природе необходимо проведение мероприятий по экологическому просвещению среди населения области.
На решение вопросов дальнейшего улучшения состояния окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в области направлена областная целевая программа "Охрана окружающей среды Липецкой области на 2013 - 2020 годы".
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является охрана и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- регулирование качества окружающей среды;
- поддержка особо охраняемых природных территорий;
- сохранение редких и исчезающих видов растений, мхов, грибов, лишайников;
- экологическое просвещение населения.
Сроки реализации Программы: 2013 - 2020 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Предполагаемый общий объем финансирования на весь период реализации Программы составит 153197,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2014 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2015 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2016 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2017 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2018 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2019 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2020 г. - 19252,0 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняется в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный Заказчик Программы - администрация Липецкой области.
Исполнитель Программы - управление экологии и природных ресурсов Липецкой области:
- обеспечивает выполнение показателей Программы;
- осуществляет анализ эффективности программных мероприятий;
- выполняет обязательства по реализации Программы в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области представляет отчетные данные в управления контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области и управление финансов в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
5. Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе сравнения плановых и достигнутых показателей Программы, приведенных в таблице.
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.